Сущность бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Сущность бюджетного процесса и его стадии…………..................……4

1.1.Сущность бюджетного процесса………………………………………..4

1.2.Стадии бюджетного процесса………………………………………….. 7

2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14

2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14

2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17

Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Фин право.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

    Так, первая группа органов проводит последующий  контроль за исполнением бюджетов, вторая группа органов осуществляет конкретные мероприятия по исполнению бюджета. Кроме того, законодательные (представительные) органы лишены права создавать свои резервные фонды. При этом органы исполнительной власти наделены таким правом.

    Финансовые  органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета  в порядке, установленном Министерством  финансов РФ.

    Федеральное казначейство осуществляет бюджетные  полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ в соответствии с БК РФ.

      Органы исполнительной власти, являющиеся  главными распорядителями и получателями  бюджетных средств, главными администраторами  доходов бюджета, главными администраторами  источников финансирования дефицита  бюджета, осуществляют соответствующие  бюджетные полномочия, установленные  БК РФ и принятыми в соответствии  с ним правовыми актами.

    Согласно  п. 1 ст. 158 БК РФ при составлении проекта  федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в рамках ведомственной  классификации расходов бюджета  должны быть установлены конкретные главные распорядители бюджетных  средств. Главные распорядители бюджетных средств на различных уровнях бюджетной системы - это орган государственной власти РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления, которые вправе в соответствии с бюджетной росписью распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

    Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченные распределять полученные от главных распорядителей бюджетные средства между непосредственными подведомственными получателями бюджетных средств.10 Конкретные распорядители бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления.

    Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение либо иная организация, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда (ст. 162 БК РФ). Главные распорядители и распорядители бюджетных средств предоставляют полученные ими бюджетные средства между непосредственными получателями, которые определяются в соответствии с направлениями социально-экономического развития в составе бюджетной росписи на предстоящий финансовый год.

    Роль  Президента РФ как участника бюджетных правоотношений в целом и бюджетного процесса в частности трудно переоценить. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области бюджетного регулирования согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их должностных лиц в проведении единой денежно-кредитной политики. Кроме того, в исключительные полномочия Президента РФ входит установление основ внутренней и внешней политики РФ, в соответствии с которыми определяются направления финансовой политики. Данные сведения фиксируются в ежегодном послании Президента РФ о положении в стране, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ. Кроме того, важной частью бюджетного процесса является ознакомление с бюджетным посланием Президента РФ.

    Большая часть бюджетных полномочий Президента РФ является нормотворческой. Президент  издает различные указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных  фондов, финансирования расходов федерального уровня, проведения единой денежно-кредитной  политики государства, организации  расчетов, регулирования валютных и  других финансовых отношений, организации  органов финансово-кредитной системы  и т.д.

    В целях обеспечения президентского контроля в области бюджетного процесса в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 создано Контрольное  управление Президента РФ. Аппарат  Контрольного управления Президента РФ возглавляется начальником, который по должности одновременно является помощником Президента РФ.

    Государственная Дума РФ и Совет  Федерации РФ (см. ст. 153, 265 БК РФ). Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.11

    Правительство РФ (см. ст. 154 БК РФ). На него возлагаются следующие бюджетные полномочия:

    1) разработка и представление Государственной  Думе федерального бюджета и  обеспечение его исполнения;

    2) представление Государственной  Думе отчета об исполнении  федерального бюджета;

    3) проведение единой финансовой, денежно-кредитной,  валютной и налоговой политики  государства;

    4) регулирование деятельности финансовых  органов РФ специальной компетенции  (Министерство финансов, Федеральное  казначейство и др.);

    5) проведение валютного контроля;

    6) контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ либо совместному ведению РФ и субъектов РФ;

    7) нормотворческие бюджетные полномочия.12

    Министерство  финансов РФ (см. ст. 165-167 БК РФ). Министерство финансов – это орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета. Однако бюджетные полномочия Министерства финансов и исключительная компетенция руководителя Министерства финансов - министра финансов данными направлениями финансовой деятельности не ограничиваются. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Министерство  финансов РФ для осуществления своих  полномочий на местах может создавать  территориальные органы. Исходя из ст. 165-167 БК РФ, можно судить о Министерстве финансов как о наиболее уполномоченном участнике бюджетного процесса. Иными  словами, Министерство финансов РФ обладает комплексом функций, направленных на различные  стороны финансовой деятельности государства.13

    Федеральное казначейство РФ (см. ст. 167, 168 гл. 19, гл. 25 БК РФ). Федеральное казначейство – это орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета. Однако в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 бюджетные полномочия данного органа более широки.

    Федеральное казначейство осуществляет следующие  полномочия в установленной сфере  деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и др.

    В соответствии с указанным Положением Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ РФ, общественными объединениями  и иными организациями.

    Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета. К числу таких органов относятся налоговые и таможенные органы, осуществляющие взимание налогов, таможенных пошлин, сборов, иных обязательных платежей с граждан и организаций на территории РФ.

    Федеральная налоговая служба действует на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.

    Федеральная налоговая служба осуществляет следующие  полномочия в установленной сфере  деятельности осуществляет контроль и  надзор за:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.14

    Министерство  финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • ведет реестр расходных обязательств РФ и мн.др.

Заключение

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе. 

 

    Список  используемой литературы

Информация о работе Сущность бюджетного процесса