Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:13, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Сущность бюджетного процесса и его стадии…………..................……4
1.1.Сущность бюджетного процесса………………………………………..4
1.2.Стадии бюджетного процесса………………………………………….. 7
2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14
2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14
2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………………………25
Содержание
Введение………………………………………………
1.Сущность
бюджетного процесса и его стадии…………..................……
1.1.Сущность
бюджетного процесса……………………………
1.2.Стадии
бюджетного процесса……………………………
2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14
2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14
2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17
Заключение…………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………25
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени
зависит от того, в каких направлениях
пойдет преобразование финансовой системы
общества, насколько бюджетная политика
государства будет отвечать требованиям
времени. В связи с этим изучение
бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и
1. Сущность бюджетного процесса и его стадии
1.1. Сущность бюджетного процесса
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
В
основе бюджетного процесса лежат определенные
принципы, соблюдение которых дает
возможность правильно
Принципы бюджетного процесса:
Бюджетная
классификация – это
Задачами бюджетного процесса являются:
- Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
- Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
- Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
- Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
- Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
- Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
- Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
- Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.2
Механизм
бюджетного процесса в РФ строиться
на принципах соответствующего бюджетного
устройства и бюджетных правах различных
уровней власти. Именно бюджетные
права определяют полномочия представительных
и исполнительных органов власти
по формированию, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов. Свое отражение
они находят в законах
По
действующему законодательству РФ управление
составлением и исполнением бюджетов
является функцией исполнительных органов
власти, а рассмотрение и утверждение
– представительных. На практике данные
процессы осуществляются при сотрудничестве
обеих ветвей власти. Причем выполнение
такой функции, как контроль исполнения
бюджетов, в большей степени ложиться
на исполнительные органы. Так, основные
положения относительно составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения
федерального бюджета устанавливаются
Федеральным собранием РФ, конкретные
сроки и формы бюджетной
В
хронологическом аспекте
Общая
официальная продолжительность
бюджетного процесса применительно
к федеральному бюджету (от послания
Президента до федерального закона об
исполнении бюджета) составляет более
трех лет: составление, рассмотрение и
утверждение – 10 месяцев, исполнение
– один год, составление и утверждение
отчета об исполнении бюджета до 1,5
лет. Фактически она может быть еще
больше за счет предварительной работы
по решению различных проблем
формирования, утверждения и исполнения
бюджета. Длительность бюджетного процесса
территориальных бюджетов, как правило,
меньше. С федеральными бюджетными
фондами ситуация сложнее, поскольку
их законодательство еще окончательно
не сформулировало.
1.2. Стадии бюджетного процесса
Первая стадия - стадия составления бюджета
Процесс разработки включает:
- разработку прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов;
- составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
- разработка проекта законов о бюджете;
- представление пакета документов в законодательные органы.4
Проекты
бюджетов составляются с учетом необходимости
достижения минимальных государственных
социальных стандартов на основе нормативов
финансовых затрат на предоставление
государственных или
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление бюджета основывается:
Правительство
Российской Федерации вносит на рассмотрение
и утверждение в
Центральный
банк Российской Федерации до 26 августа
текущего года представляет в Государственную
Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-
Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
Доработанный
законопроект со всеми необходимыми
документами и материалами
Вторая стадия - стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Порядок
рассмотрения и утверждения бюджета
– один из наиболее социальных значимых
процессов в жизнедеятельности
общества и особенно государственных
структур. Поскольку бюджет – главный
финансовый план страны, его принятие
непосредственно затрагивает
Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном обществе может быть различной: от полного отрицания и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его государство перестанет существовать.6
Поэтому
официальным процедурам рассмотрения
и утверждения бюджета
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.7