Сущность бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Сущность бюджетного процесса и его стадии…………..................……4

1.1.Сущность бюджетного процесса………………………………………..4

1.2.Стадии бюджетного процесса………………………………………….. 7

2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14

2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14

2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17

Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Фин право.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

 

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….…3

1.Сущность бюджетного процесса и его стадии…………..................……4

1.1.Сущность  бюджетного процесса………………………………………..4

    1.2.Стадии  бюджетного процесса………………………………………….. 7

    2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14

    2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14

    2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17

    Заключение…………………………………………………………………...24

    Список  используемой литературы…………………………………………25

 

    Введение

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

    1. Сущность бюджетного  процесса и его стадии

    1.1. Сущность бюджетного  процесса

    Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

    В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее  определение: «Бюджетный процесс –  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

    В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были  использованы экономно и с  максимальной пользой для развития общества.1

    Принципы бюджетного процесса:

  • Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти – бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют бюджет – исполнительные органы, утверждают отчет – законодательные органы;
  • Принцип ежегодности бюджета – это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;
  • Принцип гласности и публичности – до принятия бюджета его проект обсуждается  не только органами власти, но и общественностью через СМИ
  • Принцип специализации бюджетных показателей – в основе составления бюджета лежит бюджетная классификация.

    Бюджетная классификация – это группировка  всех доходов и расходов бюджета.

    Задачами бюджетного процесса являются:

    - Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;

    - Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

    - Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

    - Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

    - Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

    - Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

    - Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

    - Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

    - Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.2

    Механизм  бюджетного процесса в РФ строиться  на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных  уровней власти. Именно бюджетные  права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов. Свое отражение  они находят в законах соответствующих  органов власти о бюджетном процессе3

    По  действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов  власти, а рассмотрение и утверждение  – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются  Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.

    В хронологическом аспекте бюджетный  процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием  форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а  также  характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций. Например, федеральный бюджет РФ на 2002г. принят Государственной Думой 14 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г.

    Общая официальная продолжительность  бюджетного процесса применительно  к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более  трех лет: составление, рассмотрение и  утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение  отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще  больше за счет предварительной работы по решению  различных проблем  формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку  их законодательство еще окончательно не сформулировало. 

    1.2. Стадии бюджетного процесса

    Первая  стадия - стадия составления бюджета

    Процесс разработки включает:

- разработку прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов;

- составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

-   разработка проекта законов о бюджете;

-   представление пакета документов в законодательные органы.4

    Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления.

    Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году.

    Составление бюджета основывается:

  • на Бюджетном послании Президента РФ;
  • на прогнозе социально-экономического развития;
  • на основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
  • на прогнозе сводного финансового баланса;
  • на плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

    Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную  Думу проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.5

    Центральный банк Российской Федерации до 26 августа  текущего года представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на очередной финансовый год и плановый период.

    Предварительно  указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации.

    Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается  внесенным в срок, если он доставлен  в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

    Доработанный  законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную  Думу Правительством Российской Федерации  в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или  в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном законом порядке.

    Вторая  стадия - стадия рассмотрения и утверждения бюджета

    Порядок  рассмотрения и утверждения бюджета  – один из наиболее социальных значимых процессов в жизнедеятельности  общества и особенно государственных  структур. Поскольку бюджет – главный  финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую  политику государства и интересы должностных лиц.

    Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое  общественное признание представительными  органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном обществе может быть различной: от полного отрицания и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его государство перестанет существовать.6

    Поэтому официальным процедурам рассмотрения и утверждения бюджета придается  особое значение.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  четырех чтениях. При этом федеральные  законы о внесении изменений и  дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год  должны быть приняты Государственной  Думой до утверждения основных характеристик  федерального бюджета в первом чтении. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.7

Информация о работе Сущность бюджетного процесса