Система пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Необходимо определить место пенсионного обеспечения в социально- экономической системе РФ. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению,
- исследовать роль и значение Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этой актуальной задачи социального государства
- определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований и пенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

       Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

     а) при накопительной пенсионной системе  существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и  тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность  граждан, а не государства, поэтому  надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

       б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

       в) накопительная система повышает  норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

 

      Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ .

     Пенсионный  фонд РФ был создан Постановлением Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 г.2 В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Пенсионный фонд и его денежные  средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации.  Денежные средства фонда не  входят в состав бюджетов, других  фондов и изъятию не подлежат.

       В основные задачи ПФ РФ  входят:

     - целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

     - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

     - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

       Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

     -Пенсионный  фонд Российской Федерации 

     -Правление  Пенсионного фонда Отделения  по субъектам 

     -Исполнительная  дирекция Руководство в том  числе: 

      • Председатель  Правления Управляющий Отделением
      • Первый  заместитель Председателя Заместитель  управляющего
      • Заместители Председателя Специалист по кадрам
      • Управляющие 12 Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации                   
      • Представители общественных, религиозных организаций, действия которых связаны с защитой интересов пенсионеров, инвалидов

    -Юридический отдел

    -Бухгалтерия

    -Экономический отдел:

    • Отдел по погашению просроченной задолженности
    • Отдел по организации персонифицированного учета 
    • Межрегиональные пункты персонифицированного учета
    • Отдел учета  поступления и расходования средств 
    • Контрольно-ревизионный  отдел 
    • Отдел координации  деятельности уполномоченных
    • Административно-хозяйственный  отдел 

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

     - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

     - денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

     - формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

      - страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

      - на отношения, связанные с  исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

     - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

     - расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

       Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

       Кроме Пенсионного фонда РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     Особый  интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ прошлого года объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. В первую очередь это законы, определяющие текущую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Здесь имеется ввиду действующий уже Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который радикально изменяет ст.7 пенсионного закона и направлен на укрепление взаимосвязи размера назначенной или пересчитанной с трудовым вкладом путем исчисления индивидуального коэффициента пенсионера. Несмотря на все споры и недовольства, возникшие вокруг этого Закона, уже по предварительным итогам его реализации стало очевидно, что он коснулся 40% – 45% получателей трудовых пенсий по старости и привел к их увеличению в среднем более чем на 70 рублей. Необходимо заметить, что реализация данного Закона повлекла за собой, как, впрочем, и ожидалось, увеличение расходов на выплату пенсий примерно на 9%, что естественным образом повлияло на сбалансированность бюджета ПФ РФ в прошлом году. Размеры пенсии отражают степень зрелости общественных отношений и реальное воплощение в жизнь конституционного положения о социальном государстве.

     В нашей стране на пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение россиян незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию.

     Страховая часть трудовой пенсии этой категории  граждан незначительна, так как  период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые  счета в Пенсионном фонде Российской Федерации был крайне непродолжительным.

     В связи с этим численность населения  России с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается и, если не принять  эффективных мер, будет возрастать по крайней мере до выхода на пенсию поколения, участвующего в нынешней реформе.

     Пенсионерам самостоятельно решить проблему низкой пенсии тяжело. К сожалению работодатели крайне негативно относятся к  «старикам», и тем, кому «за пятьдесят» надеяться на получение работы бесполезно.

     От  государства ждать помощи также  не приходится, учитывая многомиллиардный дефицит распределительной составляющей трудовой пенсии.

     Вывод напрашивается сам собой: помочь нынешнему и последующим поколениям могут (должны) их работающие дети. Для этого потребуется несколько скорректировать существующую ныне пенсионную систему. Идеологическая суть изменения – введение понятия «пенсионная солидарность семейных поколений», практическая – состоит в следующем. Предлагается видоизменить существующую формулу страховой части трудовой пенсии, представив ее в виде :

     Cч  = ПК/Т + ГПК/12 – Формула №1; где

     - Cч – страховая часть трудовой  пенсии;

     - ПК и Т – величины, определенные  статьей3; - ГПК – годовой размер взносов (капитал), поступивших на счет пенсионера от его работающего ребенка (детей).

     Годовой размер взносов формируется из добровольных перечислений сына и/или дочери пенсионера определенного процента (допустим, не менее 5) от заработной платы в  год на его (пенсионера) страховую  часть трудовой пенсии.

     В последующем за накопительным периодом году, пенсионер получает трудовую пенсию, состоящую из базовой и  страховой частей, причем страховая  часть определяется по формуле №1, где ГПК - сформированный за предыдущий год капитал.

     Таким образом, накапливаемая ежегодно сумма в последующем году полностью выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии, которая состоит из пожизненной и срочной составляющих.

     Несложные расчеты показывают, что при годовом  взносе в 5% от средней зарплаты (9000 руб. в месяц), средний размер выплачиваемой ныне пенсии (2900 руб. в месяц) увеличится на 16%, доведя соотношение среднего размере трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера со 118% до 136%.

     В случае, если двое детей помогают одному родителю, то последнее соотношение достигнет величины 155%.

     В случае вступления сына и/или дочери пенсионера – работающих застрахованных лиц в такую систему страхования, государство в свою очередь будет  перечислять определенную сумму (допустим, не менее половины тех процентов, которые перечисляет добровольно застрахованное лицо) на его (застрахованное лицо) страховую часть.

     Указанное обстоятельство является неплохим стимулом для детей, добровольно помогающих своим родителям через государственную  систему страхования. В случае смерти пенсионера неполученная им часть срочной составляющей трудовой пенсии переходит в наследство того ребенка, который формировал ГПК. Когда дети, обеспечивающие родителям весомую прибавку к пенсии, сами выйдут на пенсию, то им в свою очередь начнут формировать ГПК уже их сыновья и дочери. Другими словами, сложится семейная пенсионная солидарность поколений – действенная альтернатива эгоизму людей, не стремящихся к продолжению рода.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения