Система пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Необходимо определить место пенсионного обеспечения в социально- экономической системе РФ. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению,
- исследовать роль и значение Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этой актуальной задачи социального государства
- определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований и пенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

1.2 Понятие, сущность, принципы пенсионного  обеспечения.

     Пенсионное  обеспечение – важнейший вопрос жизнедеятельности общества и социальной политики государства.

     Переход к рыночным отношениям в экономике  поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы. На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы:

     1) Конституция Российской Федерации. 

     2) Закон Российской Федерации «О  государственных пенсиях в Российской  Федерации» от 20.11.1990 года.

     3) Закон Российской Федерации «  О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших службу, службу в  органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.

     4) Закон Российской Федерации «Об  индивидуальном (персонифицированным)  учете в системе государственного  пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.

     5) Закон Российской Федерации «О  государственной службе» от 31.07.1995 года.

      6) Закон Российской Федерации  «О порядке исчисления и увеличения  государственных пенсий». 

      Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных  актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.). Для начала рассмотрим, что такое пенсия в общепринятом понимании Российского законодательства. Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения. Пенсионное обеспечение - форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Надо сказать, что в отличие от законодательства РСФСР, законодательство РФ различает кроме государственной пенсии также альтернативные пенсии, так называемые негосударственные пенсии. Итак, государственная пенсия – пенсия, выплачиваемая гражданину из государственных фондов социального обеспечения. В соответствии с законом1 устанавливаются два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким - либо причинам права на трудовую пенсию устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

     Некоторые принципы пенсионного обеспечения  в РФ:

     -уровень  пенсий должен находиться в  неразрывной связи со страховым  стажем и заработком, из расчета  которого уплачивались взносы;

     -страховые  фонды не при каких обстоятельствах  и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

      -деятельность всей системы обязательного  пенсионного страхования должна  находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

     -государство  призвано гарантировать осуществление  установленной им системы обязательного  пенсионного страхования. 

Таковы  общие подходы к проблемам  пенсионного обеспечения, на основе которых функционирует общеобязательная страховая пенсионная система. В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причем большинство – 37 миллионов человек – получают пенсию по данным принципам. Сначала казалось, что положение пенсионеров вполне стабильное и должно улучшаться, но в последнее время особенно наглядно проявляются негативные тенденции, практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему:

-подчинение  пенсионного фонда Правительству; -использование средств Пенсионного  фонда не по их прямому назначению, неопределенному законом;

-задержка  платежа в Пенсионный фонд, в  частности по государственному  сектору экономики или ввиду  несвоевременной оплаты государственного  заказа за счет бюджета;

-заведомая  неполная индексация пенсионных  выплат и замена полной индексации пенсий низкими компенсационными выплатами к ним и т.д. Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.

     Приведенные выше факты показывают, что государственная  пенсионная система работает на пределе своих возможностей. Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться:

     1)в  форме так называемых дополнительных  профессиональных пенсионных систем  отдельных организаций, отраслей  экономики, либо территорий;

     2)в  форме личного пенсионного страхования  граждан, производящих накопление  средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах. Одна из ключевых позиций в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит новым для нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер. Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит занять эту нишу, что бы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить такие коллективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал работодатель. Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а так же денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов. При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется. Существенные ограничения установлены и в отношении периодов, включаемых в трудовой стаж. При определении индивидуального коэффициента учитывается:

     - любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или  другой кооперативной организации,  а также иная работа, на которой  работник подлежал социальному  страхованию;

     - военная и приравненная к ней  служба;- временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы;

     - инвалидность 1 и 2 групп, вследствие  увечья, связанного с производством,  или вследствие профессионального  заболевания;- пребывание в местах  заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;- периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

     Однако  во внимание не принимается и исключается из трудового стажа:

       - обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, а также другие формы подготовки к профессиональной деятельности, перечисленные в статье 91 Закона о пенсиях;

     - уход за членами семьи – инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми;

     - уход неработающих матерей за  детьми, не достигшими трехлетнего  возраста;- проживание жен (мужей)  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, в местностях, где они не могли трудиться по специальности;

     - проживание за границей жен  (мужей) работников российских  учреждений и международных организаций. Из общего числа пенсионеров – около 38,5 млн. человек, состоящих на учете, 1,3млн. – получатели социальных пенсий, 8,2 млн. – работающие. Пенсия должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности в старости.

     Это требует осуществления широкого круга дополнительных мер предоставления минимальных пенсий:

     - гарантии сохранения покупательной  способности этих пенсий, то есть  защиты их от инфляции;

     - защиты от потери инвестированного  капитала в частные пенсионные  системы, то есть защиты их  от инфляции;

     - повышения размеров частных пенсий. Государственная система перераспределения доходов в рамках социально-компенсационных пособий требует социально-политических решений, которые могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные финансовые последствия. При этом могут возникнуть определенные сложности, поскольку между обещаниями выплачивать пособия, их выплатами и финансированием проходит много времени. Необходимо иметь в виду возможность ограничений уровня пенсионного обеспечения в случае, если сокращение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни ведут к нарушению количественных пропорций между поколениями и увеличению соотношения между численностью пожилых и численностью трудоспособных . С течением времени цели, стоящие перед государственными пенсионными системами, подверглись многим изменениям. При создании пенсионной системы, главной целью было предотвращение бедности пожилых граждан. Во многих странах по мере развития пенсионных систем их целью стало обеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста. В последние годы в результате изменений экономических условий, которые влияют на уровень пенсионного обеспечения в старости, вопрос зависимости взносов и размеров пенсий приобретает исключительно важное политическое значение.

     В настоящее время в России используется так называемая распределительная  система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. (Приложение А)

     Однако  вследствие постепенного перехода в  пенсионный возраст лиц военных  лет рождения эта группа в 2005 – 2010 годах будет уменьшаться. С 2008 года в неё начнут входить более  многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост с 2009 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к 2010 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 2003 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

       Помимо распределительной системы,  современные пенсионные реформы  предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся  в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

     Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может  быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения