Шпаргалка по "Финансовому контролю"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

1. Концепция финансового контроля в РФ на современном этапе / Гутцайт Е.М.
2. Финансовый контроль как инфраструктурный сектор рыночной экономики / Гутцайт Е.М.
3. Финансовый контроль - подотрасль финансового права / Грачева Е.Ю. // Финансовое право. 2002. № 2.
4. Проблема рассогласования интересов в финансовом контроле.
5. Правовые основы финансового контроля в РФ на современном этапе.
6. Сущность и функции финансов.

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ Финансовый контроль.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 Финансовый контроль выполняет следующие функции:

-проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
-проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

 

12. Понятие и принципы государственного финансового контроля.

Финансовому контролю как неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Имеют место принципы, носящие существенный характер:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

 

 

13. Особенности контрольных правоотношений и характерные черты. Контрольные   правоотношения  представляют собой правовую связь между контролирующим и подконтрольным субъектами в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности подконтрольных субъектов, обеспечения эффективности правового регулирования, восстановления состояния законности и правопорядка в случае их нарушения6. Как и все виды финансовых  правоотношений ,  контрольные   правоотношения  обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений7.

Во-первых, отношения по финансовому контролю возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства. Контроль как неотъемлемая часть любого управленческого процесса имманентно присущ финансовой деятельности государства. Финансовый контроль способствует соблюдению финансового законодательства, создает предпосылки для повышения уровня финансовой дисциплины, нацелен на обеспечение эффективного управления финансовой системой. Отсутствие финансового контроля в процессе формирования, перераспределения и использования государственных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств не позволит государству достичь целей финансовой деятельности.

Во-вторых,  контрольное   правоотношение  является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение. Финансовый контроль, как, впрочем, любой государственный контроль, имеет своей целью защиту общественных интересов. В рамках финансовой деятельности это проявляется особенно отчетливо. Аккумулирование, перераспределение и расходование денежных средств из государственных централизованных и децентрализованных фондов осуществляется исключительно в публичных целях – «покрытие публичных затрат, т.е. таких затрат, которые обеспечивают реализацию коллективных интересов»8.

Следовательно, все общество заинтересовано в том, чтобы эти процессы (формирование, распределение и использование фондов денежных средств) проходили в строгом соответствии с законодательством, в связи с чем контроль над финансовыми операциями в государственных денежных фондах осуществляется в интересах не только государства как аппарата управления, но и всего общества, которое участвует не только в формировании этих фондов, но и в их расходовании. Обеспечить общество информацией о законности финансовых операций в государственных денежных фондах – задача и назначение государственного финансового контроля.

В-третьих,  контрольное   правоотношение  является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов9. Всякий социальный контроль, любой из его видов есть атрибут власти, важнейшее ее проявление. Контрольным отношениями всегда присущ властно-волевой момент. Каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем10. Отношения в сфере государственного контроля всегда связаны с реализацией государством властных полномочий посредством действий уполномоченных государственных органов. Властные полномочия контролирующих органов выражаются в том, что в пределах отведенной им компетенции они вправе по собственному усмотрению проверять работу подконтрольных объектов, независимо от их желания определять вопросы, по которым необходима проверка, принимать в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков11. При этом одним из вариантов развития  контрольного   правоотношения  является возможность применения мер государственного принуждения за нарушение норм законодательства.

В-четвертых, финансово-правовое отношение – всегда экономическое отношение. На первый взгляд отношения по финансовому контролю не обладают данной чертой. Однако в отечественной литературе по финансовому праву справедливо отмечается, что финансовая деятельность государства не ограничивается только финансовыми отношениями, а включает в себя и не финансовые (с экономической точки зрения) отношения. Последние также определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. К таковым традиционно относятся отношения по финансовому контролю12.

В-пятых, финансовые  правоотношения  всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых  правоотношений , среди которых выделяются так называемые организационные, или процессуальные (процедурные),  правоотношения , не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим13. В число последних включаются те, которые направлены на организацию, планирование, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля над их использованием. То, что организационные  правоотношения  непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики их как имущественных, так как организационные отношения конечной целью имеют движение денежных средств14.

Помимо названных признаков,  контрольные   правоотношения  часто характеризуются так называемой вторичностью, производностью. Данная особенность проявляется в том, что отношения по финансовому контролю развиваются в рамках сложных финансовых  правоотношений .

Теория финансового права выделяет в зависимости от структуры и юридического содержания простые и сложные финансовые  правоотношения . Простые финансовые  правоотношения  состоят из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых  правоотношениях  существует несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей15.

Стоит подчеркнуть, что в науке высказывается мнение о том, что все  контрольные  финансовые  правоотношения  являются производными, вторичными. Болгарский ученый С.И. Кучев, исследуя систему финансового контроля, подчеркивал, что  правоотношения  по финансовому контролю являются вторичными, производными от первичных финансовых  правоотношений , т.е. отношений по формированию, распределению и использованию общественного продукта и национального дохода16.

Однако такое утверждение, по нашему мнению, справедливо только по отношению к бюджетным и налоговым  контрольным   правоотношениям . Действительно, отношения по бюджетному контролю возникают на основе других бюджетных  правоотношений , например,  правоотношений  по бюджетному финансированию, где содержание основного  правоотношения  заключается в обязанности финансирования из бюджета каких-либо расходов государства, а  контрольное   правоотношение  возникает как производное, или вторичное, основанное на отношении по выделению денежных средств из бюджетного фонда. Его содержание заключается в проверке обоснованности выделения указанных средств распорядителем бюджетных средств и в целевом их использовании бюджетополучателем. Данное  контрольное   правоотношение  неразрывно связано с отношением по бюджетному финансированию и без него не возникает.

Аналогичное возможно и с налоговыми  правоотношениями . Отношения по уплате налога заключаются в обязанности налогоплательщика уплатить налог и праве уполномоченного государственного органа требовать этой уплаты в установленные законодательством сроки и в определенных размерах.  Правоотношения  по налоговому контролю возникают не самостоятельно, а на основе отношения по уплате налога, без которого их существование невозможно.

Однако вторичность  контрольных   правоотношений  в рамках финансового права не распространяется на  контрольные   правоотношения  в сфере денежного обращения. Контроль над соблюдением законодательства о денежном обращении – соблюдение правил наличных и безналичных расчетов, соблюдение правил совершения валютных операций и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем – имеет самостоятельное значение, и  правоотношения  по данному виду финансового контроля возникают как основные  правоотношения , не обусловленные существованием какого-либо другого финансового  правоотношения .

Для возникновения, скажем,  правоотношения  по контролю над соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью не требуется никаких предшествующих  контрольным  финансовых  правоотношений . Более того, отношения между банком и юридическим лицом по банковскому обслуживанию имеют частно-правовую природу, однако именно договор банковского обслуживания предопределяет наличие контрольных полномочий публичного характера у коммерческого банка по отношению к своему клиенту – хозяйствующему субъекту. Обслуживающий банк в силу законодательных предписаний автоматически будет осуществлять контроль над соблюдением его клиентом правил обращения наличных денежных средств (полнота оприходования наличных денежных средств, своевременная сдача наличности сверх установленных лимитов и пр.). Или, например, контроль над платежностью и подлинностью наличной национальной валюты также будет осуществляться коммерческим банком автоматически при приеме (независимо от юридического основания) наличных денежных средств в кассу банка. При этом никаких иных финансово-правовых отношений между банком и плательщиком не существует.

То же самое справедливо и в отношении валютного контроля: проверка банком соблюдения клиентом правил проведения валютных операций не обусловлена никакими финансово-правовыми отношениями по формированию, распределению или использованию государственных фондов денежных средств. Это так называемый контроль в чистом виде, как надзор за соблюдением законодательства. Предпосылкой возникновения этих  правоотношений  является исключительно наличие специальных нормативно установленных правил в сфере денежного обращения и вовлеченность частных или государственных хозяйствующих субъектов в денежный оборот.

Таким образом,  правоотношения  по контролю в сфере денежного обращения нельзя отнести к вторичным, или производным, финансовым  правоотношениям . Их отличительной особенностью, по сравнению с другими  контрольными   правоотношениями  в рамках финансового права, является самостоятельность возникновения. С нашей точки зрения,  контрольные   правоотношения  в сфере денежного обращения должны быть отнесены к основным  правоотношениям .

Финансово-контрольные  правоотношения  всегда имеют регулятивный характер. Теория права относит к регулятивным те  правоотношения , которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией17. Для  контрольных   правоотношений , в том числе, в сфере денежного обращения справедлива только вторая часть приведенной дефиниции. Иными словами, данные  правоотношения  связаны с реализацией установленных позитивных прав и обязанностей. Например, такие  правоотношения  существуют между Центральным банком РФ и коммерческим банком по поводу контроля над соблюдением порядка ведения кассовых операций кредитными организациями.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому контролю"