Реструктуризация государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Содержание

Введение 3
Глава I
1.1Понятие государственного долга. Внешний государственный долг 4
1.2Состав и структура внешнего государственного долга России 7
Глава II
2.1 Цели и задачи управления государственным внешним долгом. 10
Механизм реструктуризации
2.2 Основные схемы реструктуризации 13
государственного внешнего долга
2.3Кризис Греции 17
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат реструктуризация.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Консолидация  – изменение срока действия уже  размещенных займов в сторону  увеличения или сокращения. Пролонгация  займов имеет цель облегчения выплаты  долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, носит принудительный характер, осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации новых займов.

     Нередко консолидация совмещается с конверсией.

     Унификация  займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации  ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

     Отсрочка  погашения займа заключается  в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения  займа, и, кроме того, прекращается выплата  доходов.

     Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. 
 

     2.2 Основные схемы  реструктуризации  государственного  внешнего долга 

     В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используются различные схемы конвертации долговых требований: списание долга, выкуп долга, секъютеризация.8

     Списание  долга. Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. Это дестимулирует усилия государства по улучшению экономической ситуации, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, правительство менее заинтересовано проводить жесткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные меры. Ведь основная часть дивидендов от такой политики все равно пойдет кредиторам. Во-вторых, избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии граждан из-за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности.

     Этот  вариант реструктуризации государственной  задолженности предполагает достаточно жестокие условия отбора претендентов на списание долгов. Существует несколько критериев для указанной процедуры. Так, в соответствии с Неаполитанскими соглашениями промышленно развитых стран мира страна-кандидат на списание долгов должна удовлетворять одному из следующих условий: ВВП на душу населения не превышает 500 долл. в год или отношение приведенной стоимости долга к ежегодному объему экспорта превышает 350%. Кроме того, в течение трех лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с МВФ и Парижским клубом кредиторов, и их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга.

     В случае выполнения всех этих условий  государство может рассчитывать на списание 67% своей внешней задолженности. Списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности.

     На  практике были прецеденты, когда в 1992 г. было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд. до 15 млрд. долл., а Египта – с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено, прежде всего, политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши – успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

Свою точку  зрения на проблему внешней задолженности  высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, "проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один - реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста […] В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги - ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают? ".

     В общем случае страна, которой списывают долги, автоматически теряет не только значительную часть политической самостоятельности, но и надолго лишается доступа к международному рынку капитала в качестве самостоятельного заемщика. Если ранжировать возможные варианты решения долговой проблемы, то прощение долга находится между наихудшим вариантом - абсолютным дефолтом (имеется ввиду полный отказ от своих обязательств) и наилучшим для обеих сторон – реструктуризацией, предусматривающей переоформление долга в той или иной форме (пусть даже с некоторыми потерями для кредиторов).

     Процедура списания зачастую сталкивается с определенными  препятствиями со стороны некоторых  государств-кредиторов, не преследующих никаких глобальных политических интересов. К таким странам относятся, например, Нидерланды, Скандинавские страны. Для данных государств в качестве основного приоритета выступает получение от проведения подобных акций максимальной экономической прибыли. Именно поэтому случай каждого государства досконально изучается, а процесс списания долга идет достаточно медленно.

     Выкуп долга. Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же время долги этих государств на рынке торгуются с большим дисконтом, что свидетельствует об опасениях инвесторов в отношении платежеспособности заемщика. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Это позволило бы на рыночных условиях сократить общий объем государственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласованных решений. Решение о выкупе принимается с согласия кредиторов. Если снижение долгового бремени увеличивает вероятность выплат, то кредиторы согласятся на выкуп долга. При этом их потери, вызванные отказом от получения основной суммы кредита, перевешиваются улучшением перспектив возврата долга. Из-за наличия дисконта по долгам подобная стратегия в чем-то аналогична частичному прощению.

     Согласно  стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов минимум по двум причинам. Во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на преимущественное получение любых свободных средств должника, просрочившего платеж. Во-вторых. Возникают феномены «морального риска» и «обратного отбора», когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги, которых торгуются с наибольшим дисконтом.

     В целом подобные операции, по мнению многих экспертов, нивелируют саму идею выпуска долговых обязательств и часто свидетельствуют о непродуманной экономической политике государства. Вместе с тем полностью отрицать необходимость такого рода методов регулирования рынка государственного долга также нельзя.

     Секъютиризация. Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен «проблемных» долговых обязательств на новые. Секъютеризация долга – переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Основная идея состоит в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

     Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

     - иностранные облигации – эмитируемые  нерезидентами на внутреннем  рынке иностранного государства

     - еврооблигации – средне и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов

     Подобная  схема реструктуризации реализуема на добровольной основе только в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к  старым долгам. В противном случае ожидаемые платежи по старому долгу эквивалентны платежам по новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий. Снижения долгового бремени не происходит.

     Что же касается конкретных механизмов разрешения долгового кризиса в России, то рыночные схемы реструктуризации, такие, как секъюритизация и различного рода свопы, предпочтительнее (и реальнее) списания долга. Прощение долговых обязательств крайне негативно отразится в первую очередь на репутации России как заемщика. Кроме того, при использовании рыночных механизмов всегда остается возможность управления государственным долгом и оптимизации структуры долговых выплат. 
 

2.3 Кризис Греции 

Долговой кризис еврозоны начался в мае 2010г., когда  стал очевиден размах финансовых проблем Греции, и из-за резкого роста доходности по госдолгу пришлось прибегнуть к пакету финансовой помощи от ЕС и МВФ.

Первый пакет  спасения Греции на 110 миллиардов евро был одобрен в мае 2010 года, он предполагал  ее финансирование до 2013 года средствами государств еврозоны и Международного валютного фонда (МВФ). Кредиторы ожидали, что страна сможет вновь вернуться на рынки долгосрочных и среднесрочных заимствований в 2012 году и так постепенно перейти к самостоятельному обслуживанию своих обязательств. Однако снижение рейтингов Греции на фоне ее ухудшающейся экономической ситуации перекрыл стране доступ к частному капиталу. Властям еврозоны пришлось разработать второй пакет спасения Греции.

Внеочередной  саммит лидеров региона единой европейской валюты 21 июля одобрил этот пакет на сумму около 160 миллиардов евро, из которых 109 миллиардов евро планировалось предоставить из официальных источников, а оставшиеся деньги должны были внести частные инвесторы за счет добровольной пролонгации долгов страны. Было разработано четыре вида пролонгации ее облигаций, которые были предложены инвесторам. Они заключались в обмене обязательств Греции с приближающимися сроками погашения на более долгосрочные бонды (до 30 лет) с разными вариантами ставок (от 4% до 6,8%). Причем повышенные ставки предлагались при обмене бумаг с дисконтом - по 80% от номинала. Этот план предполагал списание частными инвесторами примерно 21% долгов Греции.

Однако процесс  добровольного вовлечения частных  инвесторов затянулся. Ухудшившаяся с лета ситуация в Греции сделала очевидным необходимость увеличения объема списаний долга.

Реструктуризация  госдолга любой страны имеет как  экономические и имиджевые последствия  внутри страны, так и негативные последствия для кредиторов. Известно, что Франция, ЕЦБ, Еврокомиссия и некоторые официальные лица против реструктуризации. Реструктуризация скажется на пенсионных фондах, хедж-фондах, ЕЦБ и банках. Поэтому одним из главных вопросов является способность банков пережить потери, понесенные после реструктуризации или, в худшем случае, дефолта стран PIGS(Ирландия, Португалия, Испания, Греция). По данным Банка международных расчетов (БМР), экспозиция зарубежных банков в правительственных и банковских обязательствах периферийных стран составляет 362,2 млрд долл. Если будет списана треть этой суммы, то потери составят 121 млрд долл. Однако проблема, по мнению аналитика, в том, что большая часть этих обязательств (30%, 118 млрд долл.) находится на балансах немецких банков.  
Греческие банки имеют около 20% госдолга страны, который насчитывает около 346 млрд евро. Греческие социальные фонды держат порядка 8 млрд евро, согласно данным министерства финансов.

Кроме того, любая реструктуризация греческого долга повлечет цепную реакцию. Португалия и Ирландия также захотят уменьшить свои обязательства, а реструктуризация долгов этих стран приведет к куда более плачевным последствиям. 
Канцлер Германии Ангела Меркель высказалась против широкой программы реструктуризации греческих долгов, полагая, что это вызовет неконтролируемые последствия для рынков и банковской системы. Если Европа согласится на уменьшение долговых обязательств Греции, это вызовет неблагоприятные последствия также и для страховщиков.

Реструктуризация  долга Греции, слухи о которой  не ослабевают на протяжении последних недель, стала бы настоящей катастрофой для экономики страны, заявил в понедельник глава Банка Греции Йоргос Провопулос. «Подобное решение (реструктуризация. — Прим. ред.) нежелательно, потому что оно имело бы катастрофические последствия для доступа правительства и компаний на международные рынки капитала, а также весьма отрицательные последствия для активов страховых компаний, банков и частных лиц, которые инвестировали в греческие гособлигации», — сказал глава греческого Центробанка.

Вице-президент  Европейского центрального банка (ЕЦБ) Виктор Констанцио считает, что любые  изменения принятых ранее условий  по выплате греческих долгов будут  иметь негативные последствия для  рынков. По словам чиновника ЕЦБ, сказанным  им на встрече с журналистами в кулуарах Брюссельского экономического форума, Греция должна самостоятельно принимать меры по выправлению экономики, а также продолжать реализацию программ по ее оздоровлению. Такой путь будет лучшим выходом для всей еврозоны. Констанцио считает реструктуризацию рыночных долгов Греции нежелательной, так как такие случаи ранее приводили к значительным негативным последствиям для  экономик отдельных стран. Реструктуризация госдолга Греции может, по мнению чиновника ЕЦБ, привести к появлению сложностей у банковского сектора в самофинансировании и кредитовании экономики, что, в свою очередь, может вызвать глубокую рецессию.

Информация о работе Реструктуризация государственного долга