Реструктуризация государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Содержание

Введение 3
Глава I
1.1Понятие государственного долга. Внешний государственный долг 4
1.2Состав и структура внешнего государственного долга России 7
Глава II
2.1 Цели и задачи управления государственным внешним долгом. 10
Механизм реструктуризации
2.2 Основные схемы реструктуризации 13
государственного внешнего долга
2.3Кризис Греции 17
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат реструктуризация.doc

— 181.50 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Введение                                                                                               3

     Глава I

1.1Понятие  государственного долга. Внешний  государственный долг     4

1.2Состав  и структура внешнего государственного  долга России           7

     Глава II

2.1 Цели  и задачи управления государственным  внешним долгом.          10

Механизм  реструктуризации

2.2 Основные  схемы реструктуризации                                                     13

 государственного  внешнего долга

2.3Кризис Греции                                                                                        17

        Заключение                                                                                          22

     Список  литературы                                                                                     24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

Практически все  страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

     На  данном этапе для России особенно важна проблема реструктуризации внешнего долга по двум причинам: во-первых, из-за сложности с его обслуживанием; во-вторых, для необходимости выхода на рынки заемных капиталов в целях инвестирования различных экономических проектов. В настоящий момент Россия является должником таких крупных международных финансовых организаций как МВФ, МБРР, Лондонского и Парижского клубов кредиторов. Так же РФ приняла на себя обязательства по долгам СССР и осуществляла займы путем имитирования ценных бумаг на фондовых рынках мира (например, евробонды). Все займы проводились в целях финансирования дефицита госбюджета РФ, а так же различных программ (например, 20% траншей МБРР пошли на инвестирование социальных преобразований).

     Но  заемщиком выступало не только государство, но и крупнейшие банки и компании РФ (например, АДР 1-го и 3-го уровней).

     Поскольку займы не соответствовали ни золотовалютным резервам страны ни денежной массе, то неизбежен был и финансовый кризис, который повлек за собой дефолт и необходимость реструктуризации долгов. К тому же Россия является страной с неразвитым реальным сектором экономики, несовершенной банковской и налоговой системой, с высокой зависимостью от структуры мировых цен на энергоносители.

     Как результат перед Россией в  настоящее время стоит проблема реструктуризации своих долгов (изменение % ставки, срока погашения, списание части долга). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I

    1. Понятие государственного долга. Внешний государственный долг
 

К государственному долгу Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.1

     Государственный долг – результат финансовых заимствований  государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

     - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени РФ, как  заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

     - государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     - договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

     - договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

     - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет).

     Срок  погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается  изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения.

     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: внешний долг - обязательства, возникающие  в иностранной валюте;  внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.2   В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

     - объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией;

     - объем основного долга по полученным  кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     - основная номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам;

     - объем основного долга по кредитам;

     - объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

     - объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией.

Внешний государственный  долг – суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.3 Может взиматься:

     - правительством страны и субъектами  федерации (руководством областей  и городов);

     - кредитно-финансовыми организациями  (банками, фондами и т.п.);

     - напрямую крупными предприятиями  страны;

     - у кредитно-финансовых организаций  других стран.

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа  входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Правительство Российской Федерации вправе осуществить государственные внешние заимствования Российской Федерации в объемах, не превышающих 7,0 млрд. долларов США, путем выпуска и размещения в 2011 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации. Установлен  верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2012 года в сумме 11,3 млрд. долларов США, или 9,1 млрд. евро, на 1 января 2013 года в сумме 15,8 млрд. долларов США, или 12,7 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 21,1 млрд. долларов США, или 16,2 млрд. евро.

Крупный долг действительно  может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства  государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

Эффект вытеснения и накопления капитала: Обратимся  теперь к потенциально более серьезной  проблеме. Государственный долг все  же может послужить источником реального  экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что  под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

     К тому же нет законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность  принимаемых решений при осуществлении  государственной политики заимствований  и управления государственным долгом, не определены пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

     В законодательстве следовало бы более  четко учесть цели, стратегию управления долгом, координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, систему управления рисками, направления рефинансирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государственных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. 
 
 
 

     1.2 Состав и структура внешнего государственного долга России 

     Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ 4.

     Государственный внешний  долг РФ и субъектов РФ образуется в ходе осуществления внешних заимствований Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, осуществляемых в иностранной валюте.

     Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в валюте третей страны.

     Нынешние  российские долги западным странам  включают в себя следующие категории:

     - долги перед коммерческими банками  западных стран, которые предоставляют  средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;

     - кредиты, предоставляемые коммерческими  банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

Информация о работе Реструктуризация государственного долга