Референдум в России: понятие, виды, правовое регулирование, практика проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

целью контрольной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ.
Для достижения цели контрольной работы, автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть понятия и виды референдума РФ, раскрыть тему правового регулирования, а так же проанализировать практику проведения референдума в Российской Федерации и сделать выводы.

Содержание

1. Введение
3
2. Понятие и виды референдума
5
3. Правовое регулирование референдума
8
4. Практика проведения референдума в Российской Федерации


1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне

11
2. Особенности проведения референдума на региональном уровне

15
3. Особенности проведения референдума на местном уровне

18
5. Заключение
24
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды референдума.docx

— 48.74 Кб (Скачать)

     Референдум  может проводиться президентом  по предложению правительства или  по совместному предложению обеих  палат парламента, но только по определенному  кругу проблем, установленному новой  редакцией ст. 11 конституции 1995 г. Это  организация публичной власти, реформы  в экономической и социальной сферах и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных  договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.

     Согласно  конституции, право назначать референдум предоставлено президенту. Он вправе проводить референдум по всем вопросам, связанным с национальными интересами, а также обязан провести референдум при изменении конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней обязан провести референдум. Вопрос о том, распускается парламент или он продолжает свою деятельность, решают избиратели.

     Вопросы о списке избирателей, порядке голосования, агитации за и против предложенных на референдуме мер решаются с  помощью процедуры, аналогичной процедуре выборов.

     При совещательном опросе, если все же представительный орган считает  необходимым принять закон или  решение, не соответствующее результатам  опроса, такие акты должны быть приняты большинством в 2/3 состава представительного органа.

     В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, демократические, свободные и периодические  выборы в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей  народу власти. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

     Порядок реализации референдума регулируется федеральным конституционным законом.

     28 июня 2004 года был принят Федеральный  конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации», регулирующий  круг общественных отношений,  связанных с реализацией конституционного  права гражданина на участие  в референдуме. Данный закон  существенно ужесточил и осложнил  условия проведения референдума. 

 

     

  1. Практика  проведения референдума в Российской Федерации
    1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне
 

     Статьей 2 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года предусмотрены основные принципы проведения референдума5:

     1. референдум проводится на основе  всеобщего равного прямого и  свободного волеизъявления граждан  Российской Федерации при тайном  голосовании;

     2. граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также от других обстоятельств;

     3. граждане Российской Федерации  участвуют в референдуме на  равных основаниях, каждый участник  референдума обладает равным  числом голосов.

     4. гражданин Российской Федерации  голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы)  или против него (них) непосредственно;

     5. участие гражданина Российской  Федерации в референдуме является  свободным и добровольным, никто  не вправе оказывать воздействие  на гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию  в референдуме, в выдвижении  инициативы проведения референдума,  в подготовке и проведении  референдума, а также препятствовать  его свободному волеизъявлению;

     6. голосование на референдуме является  тайным, исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением  гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

     В референдуме имеют право участвовать  правоспособные граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

     Не  имеет права участвовать в  референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения  свободы по приговору суда. Гражданин  Российской Федерации, проживающий  или находящийся за пределами  ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать  содействие гражданину Российской Федерации  в реализации его права на участие  в референдуме.

     Исходя  из исключительной важности вопросов, выносимых на референдум, для реализации основ конституционного строя Российской Федерации, Федеральный конституционный  закон от 28 июня 2004 года «О референдуме  Российской Федерации» запрещает участие  иностранных граждан, лиц без  гражданства, иностранных юридических  лиц, международных организаций  и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума.

     Федеральным законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»6 установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1). Таким образом, чтобы не возникало пробелов и коллизий в праве, Закон является своеобразным арбитром в решении вопросов, касающихся проведения референдума как на Федеральном, так и на местном уровне.

     Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской федерации» устанавливает  стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке  изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах  или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной  кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).

     Граждане  РФ, активно участвующие в процессе организации и деятельности референдума  в качестве членов комиссий референдума, членов или уполномоченных представителей инициативной группы, агитационной инициативной группы по проведению референдума, вправе присутствовать без дополнительного  разрешения на всех заседаниях комиссий референдума, агитационных мероприятиях, а также при подсчете голосов  участников референдума и осуществлении  соответствующей участковой, территориальной  комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными  удостоверениями, протоколами и  со сводными таблицами об итогах голосования, о результатах референдума.

     Рядовые граждане - участники референдума, интересующиеся ходом проведения и подведения итогов референдума, вправе получить соответствующую  информацию двумя путями.

     Первый  состоит в возможности любого участника референдума обратиться в комиссию референдума и незамедлительно  после подписания протоколов об итогах голосования получить данные по каждому  участку референдума, каждой территории, каждому субъекту в объеме данных, содержащихся в протоколах комиссий референдума об итогах голосования.

     Второй  путь информирования граждан РФ как  участников референдума состоит  в получении информации через  средства массовой информации. В целях  полного, объективного и своевременного освещения подготовки и проведения референдума представители средств  массовой информации наделены следующими правами: присутствовать на заседаниях комиссий референдума, знакомиться  с протоколами об итогах голосования, присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; находиться в  помещении для голосования в  день голосования, а также в дни  досрочного голосования.

     Центральная избирательная комиссия РФ направляет предварительные данные о результатах  референдума редакциям средств  массовой информации по мере поступления  этих данных в ЦИК РФ. Официальное  опубликование результатов референдума  осуществляется Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральная избирательная  комиссия РФ опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах  референдума.

     В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, инициатива проведения референдума принадлежит не менее  чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие  в референдуме, - при условии, что  на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном  частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации; федеральным органам  государственной власти - в случаях, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  и вышеуказанным Федеральным  конституционным законом.

     Систему комиссий референдума составляют следующие  комиссии, перечисленные в порядке  от вышестоящих к нижестоящим:

     1) Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации;

     2) избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации;

     3) территориальные избирательные  комиссии или избирательные комиссии  муниципальных образований, действующие  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о выборах  и референдумах, в качестве территориальных  избирательных комиссий, а также  специальные территориальные комиссии  референдума в случае их сформирования;

     4) участковые комиссии референдума.

     Член  комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения референдума, за исключением права:

     а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

     б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

     в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах референдума;

     г) участвовать в голосовании при  принятии решения по вопросу, отнесенному  к компетенции соответствующей  комиссии, и подписывать решения  комиссии.

 

     

    1. Особенности проведения референдума на региональном уровне
 

     Конституция Российской Федерации (ст. 138), а также  Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривают местный референдум как форму непосредственной демократии7.

      В указанном Федеральном законе закреплены только основные принципы проведения местного референдума, тогда как  порядок его назначения и проведения, принятия и изменения его решений должен устанавливаться уставами муниципальных образований (ст. 22).

      Возможность проведения местных референдумов закрепляется в нормативно-правовых актах всех субъектов РФ.

     На  местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления, причем законами субъекта Федерации, нормативными актами представительных органов могут быть установлены конкретные вопросы, подлежащие вынесению на референдум. В то же время согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

Информация о работе Референдум в России: понятие, виды, правовое регулирование, практика проведения