Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:03, реферат
целью контрольной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ.
Для достижения цели контрольной работы, автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть понятия и виды референдума РФ, раскрыть тему правового регулирования, а так же проанализировать практику проведения референдума в Российской Федерации и сделать выводы.
1. Введение
3
2. Понятие и виды референдума
5
3. Правовое регулирование референдума
8
4. Практика проведения референдума в Российской Федерации
1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне
11
2. Особенности проведения референдума на региональном уровне
15
3. Особенности проведения референдума на местном уровне
18
5. Заключение
24
6. Список используемой литературы
САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина: Финансовое право
Тема:
Референдум в России:
понятие, виды, правовое
регулирование, практика
проведения
Студентка VI курса
заочного факультета
специальность
экономика и управление на предприятии
______________________________
Санкт-Петербург
2011 год
______________________________
Регистр.№
_________________ «_________»___________________
Дата поступления работы в университет
ОЦЕНКА
__________________ «_________»___________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ
_________________/ ______________________________
Подпись
------------------------------
Студентка VI курса Ефремова Елена Викторона
Заочного факультета специальность экономика и управление на предприятии
Дисциплина: Финансовое право
Тема: Референдум в России: понятие, виды, правовое регулирование, практика проведения
Регистр.№ ____________________ «________» __________________________ 20________ г.
Дата
поступления работы
в университет
ОЦЕНКА
_____________________ «________»____________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ
_________________/ ______________________________
Подпись
Содержание
|
3 |
|
5 |
|
8 |
|
|
|
11 |
|
15 |
|
18 |
|
24 |
|
26 |
За
последнее десятилетие в
В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности – референдума, неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.
Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного голосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов»1 Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были случаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или референдума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. Помимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, проблема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего времени, как-то: не подконтрольность финансовых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, обман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Таким образом, целью контрольной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ.
Для достижения цели контрольной работы, автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть понятия и виды референдума РФ, раскрыть тему правового регулирования, а так же проанализировать практику проведения референдума в Российской Федерации и сделать выводы.
В
работе были использованы материалы
таких авторов, как Катков Д.Б., Вадрин
И.В., Кутафин О.Е., Постовой Н.В., Веденеев
Ю.А., Лысенко В.И., Фадеев В.И. а так же Федеральный
конституционный закон от 28 июня 2004 года
№ 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»,
Федеральный закон от 19 сентября 1997 года
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (в ред.
от 30 марта 1999 года), Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ«Об общих принципах
организации местного самоуправления
Российской Федерации»
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения2.
Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:
1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти;
2)
способ выявления воли
3)
законопроекты, принятые на
4)
решение, принятое на
Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочисленны. Выделяют следующие виды референдума:
1)
общегосударственный,
2) обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосударственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Венгрии). Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;
3)
конституционный и
4) допарламентский,
5) утверждающий референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (например, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента);
6)
решающий и консультативный
Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д.
Разновидностью референдума, предусмотренного законом, является совещательный опрос граждан (консультативный референдум).
Он проводится для выявления мнения граждан по важным вопросам на общегосударственном и местном уровнях. Результаты совещательного опроса не обязывают государственные органы, но должны учитываться ими в их деятельности.
Правовые последствия могут наступить после любого вида референдума, но обязательные правовые последствия связаны только с референдумом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультативный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей4. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консультативного референдума, они не должны игнорировать общественное мнение, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать.
Обязательную силу для всех органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представляется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безусловно, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем референдума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.
Результаты
референдума оформляются в
Информация о работе Референдум в России: понятие, виды, правовое регулирование, практика проведения