Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:42, контрольная работа
Описание работы
Целью работы является анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ. Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи: • Содержание финансового контроля, • Понятие финансового контроля, • Виды и принципы осуществления финансового контроля, • Органы финансового контроля,
Содержание
Введение 3 1. Финансовый контроль: понятие, виды. 4 2. Проблемные аспекты, возникающие при осуществлении финансового контроля 7 2.1 Актуальные проблемы финансового контроля в РФ 7 2.2 Анализ проблем финансового контроля на современном этапе 10 3. Современное состояние финансового контроля и перспективы развития 14 3.1 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ 14 3.2 Пути развития финансового контроля в РФ 15 Заключение 17 Список литературы 19
Исходя из сказанного выше,
абсолютно правильным кажется вывод
А.В. Полищука, что, «идеология, методология,
организация и практика государственного
финансового контроля» до сих
пор «находятся в эволюционно-модернизационном
процессе, поиске решений, отвечающих
реалиям настоящего этапа реформационного
процесса в России. Важность проблемы
обусловила активизацию теоретико-методологических
исследований и разработок в области
развития системы государственного
финансового контроля».
2.2 Анализ проблем финансового
контроля на современном этапе
В
настоящее время работа органов
государственного финансового контроля
в России характеризуется несогласованностью
и разобщенностью, отсутствием четкого
взаимодействия. И связано это
в первую очередь с несформированностью
целостной системы контроля за государственными
финансами. «Сейчас финансовый контроль
– это, скорее, набор госорганов,
ведомств и служб, выполняющих определенные
контрольные функции. Более 260 законов,
указов, постановлений регулируют их
контрольную деятельность, что не
только не облегчает взаимоотношения
между ними, но зачастую вносит элементы
хаоса и дезорганизации». Статус
и полномочия контрольных органов
определяются многочисленными правовыми
актами, зачастую допускающими дублирование
и параллелизм при выполнении
некоторых функций.
Кроме того, действия органов финансового
контроля не скоординированы. Принципиальные
полномочия по проведению проверок целевого
и эффективного использования государственных
средств ряда федеральных государственных
органов, осуществляющих финансовый контроль
(Счетная палата, финансово-надзорные
органы Минфина РФ, ревизионные управления
министерств и ведомств федерального
уровня), как правило, повторяют друг
друга.
Между тем абсолютное большинство
контрольных органов имеют достаточно
специфические задачи, и поэтому
их сфера деятельности ограничена.
Подобной спецификой характеризуются
налоговые и таможенные органы, органы
валютного контроля. Главное контрольное
управление Президента Российской Федерации
также, правда достаточно условно, можно
отнести к органам финансового
контроля, поскольку в его задачи
входит контроль за исполнением указов
и распоряжений Президента Российской
Федерации, которые, как известно, касаются
не только финансовых вопросов. Предельно
ясны и контрольные функции Центрального
банка Российской Федерации и
его территориальных органов. Основная
проблема заключается главным образом
в распределении контрольных
полномочий при организации последующего
контроля между Счетной палатой,
финансово-надзорными органами Минфина
России, ревизионными аппаратами главных
распорядителей бюджетных средств
и в определенной степени –
органами Федерального казначейства,
которые в настоящее время
наделены и полномочиями последующего
контроля.
Таким образом, можно констатировать,
что слабым звеном в организации
системы государственного финансового
контроля является недостаточно проработанная
нормативно-правовая база, имеющая
ряд недочетов, в числе которых:
неопределенность полномочий органов,
наделяемых контрольными функциями; пересечение
функций контрольных органов и дублирование
их контрольной деятельности; нечеткость
круга объектов контроля; неопределенный
порядок реагирования объектов контроля
на выявленные нарушения.
Значимость государственного финансового
контроля настолько велика, что Международная
неправительственная организация
высших контрольных органов (ИНТОСАИ)
разработала целый ряд стандартов
контрольно-ревизионной деятельности,
которые рекомендованы к применению
органами контроля разных стран в
той мере, в какой они совместимы
с национальным законодательством.
Их цель – унификация контрольной
деятельности и увеличение доверия
к ее результатам. Международные
стандарты аудита определяют основополагающие
методы финансового контроля, способствуют
повышению его качества в соответствии
с возрастающими многообразными
требованиями в области международной
аудиторской деятельности, а также
направлены на повышение эффективности
в борьбе с коррупцией, финансовым
мошенничеством.
Специфика переходного периода
оказывает влияние на формирование
контрольных органов и контрольной
системы в целом. Проводимая в
России в этом направлении работа
пока не имеет четких ориентиров и
в результате недостаточно эффективна.
В то же время в стране продолжают
развиваться и укрепляться органы
государственного финансового и
негосударственного (независимого аудиторского
и общественного) контроля.
Единая концепция осуществления
финансового контроля отсутствует
до сих пор. Отдельные элементы финансового
законодательства встречаются в
статьях Конституции, но они не складываются
в целостную систему. Вопрос о
финансовом контроле и органах, его
осуществляющих, затронут лишь в п.
5 ст. 101 Конституции (об образовании
Счетной палаты Российской Федерации).
Не раскрыт он и в Федеральном
законе № 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» от 15 декабря 1997
г. (в редакции от 3 ноября 2004 г.). В
ст. 6 «Понятия и термины, применяемые
в настоящем кодексе» Бюджетного
кодекса, введенного в действие с 1 января
2000 г., не предусмотрено понятие «финансовый
контроль»; в ст. 150–152, 157 нет четкого
перечня органов, осуществляющих финансовый
контроль, упоминается лишь Счетная
палата Российской Федерации. Напрашивается
вывод о том, что системного правового
регулирования в области финансового
контроля нет.
Следовательно, возникает объективная
потребность разработки и принятия
соответствующей законодательной
базы, и важную роль здесь должен
сыграть федеральный закон о
государственном финансовом контроле.
Необходимо ускорить подготовку и принятие
такого закона, уточнить отдельные его
положения, предусмотрев методологически
определенное понятие о государственном
финансовом контроле, формулировку видов
выявляемых недостатков и нарушений, а
также принимаемых по ним финансовых санкций,
мер привлечения к ответственности виновных
лиц. Кроме того, в законе следует четко
обозначить систему органов государственного
финансового контроля. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти и осуществляют
свои полномочия самостоятельно. В то
же время согласно закону они могут наделяться
отдельными государственными полномочиями
с передачей необходимых для их реализации
материальных и финансовых средств, находясь
при этом под контролем государства.
Итак, перед разработчиками законодательной
базы государственного финансового
контроля стоит задача урегулировать
следующие правоотношения:
контроль за федеральными
финансовыми средствами, находящимися
в распоряжении федеральных органов, а
также передаваемыми в любых формах субъектам
Федерации и органам местного самоуправления;
контроль за финансовыми средствами
субъектов Федерации, в том числе передаваемыми
органам местного самоуправления.
Следует решить и другой стратегический
вопрос: нужно ли принимать всеобъемлющий
закон о государственном финансовом
контроле? Разделять сферы правового
регулирования целесообразно только
тогда, когда они абсолютно несовместимы.
В данном случае такой несовместимости
нет. Поэтому, видимо, требуется единый
закон, в котором будут учтены
все элементы и особенности контрольной
деятельности. Такой закон мог
бы лечь в основу соответствующего
раздела Бюджетного кодекса, а также
бюджетных и других финансовых законов
субъектов Федерации.
В настоящее время наиболее широко
известны и признаны две формы
контроля за использованием государственных
финансовых ресурсов вообще и исполнением
бюджетов в частности – это
парламентский и административный
контроль. Однако в них не учитывается
наличие в уже действующей
системе финансового контроля новых
органов, не зависящих от обеих ветвей
власти, – счетных и контрольно-счетных
палат. Значит, в Положение о формах
бюджетно-финансового контроля необходимо
добавить независимый контроль. Тогда
система финансового контроля будет
приведена в соответствие с аналогами
в демократических государствах,
где образуются независимые от исполнительной
и законодательной ветвей власти
контрольные органы в форме счетных
палат (Германия, Франция, Италия и т.д.)
либо ведомств государственных контролеров
или аудиторов (США, Канада, Индия, Австралия
и т.д.). Кстати, в некоторых российских
регионах контрольно-счетные палаты уже
получили такой статус, основанный на
равноудаленности от всех ветвей власти.
Иначе говоря, в законе целесообразно
закрепить положение о том, что бюджетно-финансовый
контроль осуществляется в форме парламентского,
административного и независимого контроля.
Анализ правовых норм, определяющих
виды, формы и органы контроля, позволяет
сделать вывод о том, что законодательно
не определены:
понятия «финансовый контроль»
и «система финансового контроля»;
единые принципы финансового
контроля;
перечень контролирующих и
надзорных органов, относящихся к органам
финансового контроля;
порядок взаимодействия органов
финансового контроля. Обобщая вышесказанное,
допустимо сформулировать основную задачу,
стоящую перед правовым государством:
создать на всей территории Российской
Федерации единое поле финансового контроля,
базирующееся на практичном (с точки зрения
применимости) законодательстве с достаточно
четко определенным понятийным аппаратом.
Можно констатировать, что в России
сложились основные элементы системы
финансового контроля, однако они
пока далеки до совершенства. В числе
особо актуальных проблем – отсутствие
четкого определения основных признаков,
которые применяются при квалификации
нарушений, выявляемых в процессе реализации
контрольных функций, незаконного,
неэффективного и нерационального
использования средств. К тому же
в отсутствие механизма применения
контрольными органами мер принуждения
нарушители бюджетного законодательства
остаются безнаказанными.
3. Перспективы развития
финансового контроля
3.1 Эффективность осуществления
финансового контроля в пределах РФ
В настоящее
время в Российской Федерации
нет ни единого органа государственного
финансового контроля. Важным элементом
государственного управления, проведения
единой фискальной политики на всей территории
страны, сохранения ее целостности
является президентский контроль за
соблюдением бюджетно-налоговой
дисциплины, осуществляемый в соответствии
с Конституцией РФ посредством издания
указов по финансовым бюджетным и
налоговым вопросам, подписания федеральных
актов.
Функции
финансового контроля выполняет
также Главное контрольное управление
Президента РФ, являющееся структурным
подразделением Администрации Президента
и действующее на основе Указа
Президента РФ «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации».
Органы
исполнительной власти всех уровней
осуществляют финансовый контроль в
пределах своих полномочий, а также
направляют и контролируют деятельность
подведомственных им управлений.
Правительство
РФ на основании Конституции РФ и
Федерального закона от 17 декабря 1997 г.
«О Правительстве Российской Федерации»
контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств.
При Правительстве РФ действует
Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий
ряд контрольных функций в
области финансов. Одной из форм
общегосударственного финансового
контроля является парламентский контроль.
В обеих палатах Федерального
Собрания РФ имеются специальные
комитеты и комиссии, функциями которых
являются проверка правильности и полноты
предусмотренных в проекте бюджета
государственных доходов и расходов,
а также контроль за рациональным
и целевым использованием государственных
средств. В Государственной Думе
таким комитетом является Комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам,
в Совете Федерации – Комитет
по бюджету, финансовому, валютному
и кредитному регулированию.
3.2 Пути развития финансового
контроля в РФ
В настоящее время большое значение
приобретает необходимость совершенствования
финансового контроля с целью
повышения его действенности
и эффективности.
Совершенствование финансового контроля
в РФ должно осуществляться по следующим
основным направлениям. Ключевым направлением
совершенствования государственного
финансового контроля как важнейшей
составляющей финансового контроля
в РФ и повышения его эффективности
является принятие единой концепции
государственного финансового контроля
в РФ, которая должна установить
единые методологические и правовые
основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия.
В рамках этих вопросов необходима
разработка научно-методических основ
оценки эффективности деятельности
органов государственного финансового
контроля и их сотрудников.
В целях повышения эффективности
расходования государственных средств
перспективным направлением совершенствования
контроля является переход к аудиту
эффективности государственных
расходов, который представляет собой
направление деятельности контрольных
органов, предполагающее анализ результативности
и экономности использования
государственных средств, оценку возможных
резервов их роста и обоснованности
расходования. В настоящее время
отсутствует единая методика проведения
аудита эффективности государственных
расходов, не определены критерии и
показатели эффективности использования
государственных средств.