Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

Содержание

Ι. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.
ΙΙ. Предмет, система, принципы и источники финансового права.
ΙΙΙ. Перечень использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Құқықтан реферат орысша права дурысталган.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

 При использовании  государством для формирования  своих ресурсов платежей добровольного  характера (государственные займы,  казначейские обязательства, лотереи  и т.д.) в определённой части  также действует метод властных  предписаний.        

 Например, таким методом  государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.        

 Особенности основного  метода финансового права заметно  проявляются в круге государственных  органов, уполномоченных давать  властные предписания участникам  финансовых отношений.        

 Однако финансово-правовому  регулированию свойственны и   иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.                           

 

Система и источники  финансового права.        

 Финансовое право  состоит из множества отдельных  финансово-правовых норм. Совокупность  их выражается в сложной целостной  системе. Внутри этой единой  системы финансово-правовые нормы  группируются в различные институты  и более крупные подразделения  (под отрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.        

 Следовательно, система  финансового права – объективно  обусловленное системой общественных  финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.        

 Наиболее крупные  подразделения финансово права  – части. Оно состоит из  дух частей – Общей и Особенной.         

 К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.        

 Нормы Общей части  финансового права конкретизируются  в его Особенно части. Особенная  часть состоит из нескольких  разделов включающих в себя  соответствующие финансово-правовые  институты. Каждый из них представляет  собой совокупность финансово-правовых  норм, регулирующих группу однородных  финансовых отношений. Финансово-правовой  институт объединяет правовые  нормы, регулирующие более узкую  и близкую по содержанию группу  финансовых отношений, чем раздел.         

 В Особенную часть  финансового права входят разделы,  в которых сгруппированы нормы,  соответственно звеньям финансовой  системы.        

 Таким образом, в  системе финансового права находит  отражение финансовая система  РФ как объективно существующая  экономическая категория. Единство  финансов получило правовое выражение  в Общей части. Построение Особенной  части отражает состав финансовой  системы, выделение в ней нескольких  звеньев.        

 Научная обоснованность  системы права построением на  основе объективно существующих  отношений даёт возможность наиболее  правильного применения финансово-правовых  норм и, следовательно, содействует  укреплению законности и выполнению  финансовым правом своей активной  роли.        

 Нормы финансового  права содержатся в большем  числе различных правовых нормативных  актов, или источников. К ним  относятся акты органов представительной  и исполнительной власти разных  масштабов и уровней, акты Президента  РФ.        

 Итак, источники финансового  права, как и отрасли – это  правовые акты органов государственной  власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы  финансового права.        

 Главный источник  финансового права – Конституция  РФ. В ней закрепляются основы  правовой организации финансовой  деятельности государства в целом  и по отдельным её направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.        

 Какого-либо источника  по данной отрасли права в  целом, типа кодекса, не имеется.  Однако в настоящее время разработаны  проекты кодифицированного законодательства  по отдельным, главным направлениям  финансовой деятельности – проекты  Налогового кодекса РФ И бюджетного  кодекса РФ.        

 Характерно, что на  современном этапе развития российского  государства усилилась роль законодательных  актов, то есть актов, принятых  представительными органами власти.         

 Согласно разделению  компетенции по правовому регулированию  области финансов, состав источников  финансового права имеет трёхуровневую  структуру:        

 а) нормативные акты  федерального уровня;        

 б) нормативные акты  субъектов Федераций;        

 в) нормативные акты  органов местного самоуправления.                   

 

Конституционные принципы финансовой деятельности.

1. Принцип федерализма.  Финансовая деятельность направлена  на сочетание общефедеральных  интересов с интересами субъектов  РФ.

2. Единство финансовой  политики и денежной системы.  Самостоятельность субъектов РФ  не должна выходить за рамки  основ федеральной финансовой  политики, а также установленных  совместно общих принципов налогообложения  и сборов.

3. Равноправие субъектов  Федерации. На каждого из субъектов  РФ в равной мере распространяется  федеральное финансовое законодательство.

4. Самостоятельность финансовой  деятельности органов местного  самоуправления. Органы местного  самоуправления руководствуются  в своей деятельности законодательством  РФ и соответствующего субъекта  Федерации. Они самостоятельно  утверждают и исполняют местный  бюджет, образуют и используют  внебюджетные целевые фонды. Устанавливают  местные налоги и сборы в  соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность  финансовой деятельности. РФ –  социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека.

6. Участие граждан РФ  в финансовой деятельности. Каждый  гражданин РФ имеет право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей.

7. Принцип гласности.  Обязательность опубликования финансовых  законов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина. Не могут применяться, если  они не опубликованы официально  для всеобщего сведения.

8. Принцип плановости. Выражается в том, что деятельность  государства по образованию, распределению  и использованию финансовых ресурсов  осуществляется на основании  финансовых планов, разрабатываемых  в соответствии с государственными  и местными планами и программами,  а также планами предприятий,  организаций и учреждений.

9. Принцип законности. Означает необходимость строгого  соблюдения требований законодательства  всеми участниками финансовых  отношений.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ.  Перечень использованной литературы.

 

1. Конституция РФ. 12 декабря  1993 г.

2. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

3. Химичев Н.И. Финансовое  право. ЮРИСТЪ. М. 2000.

4. Соколова О.В. Финансы,  деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

5. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. ЮНИТИ. М. 1997.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. ЮРАЙТ. М. 2004.

7. Самсонова Н.Ф. Финансы,  денежное обращение и кредит. ИНФРА. М. 2001.

8. Финансовое право.  ЮНИТА. 2002.

9. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  «О социально-экономической и  финансовой ситуации в стране»  от 2 сентября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.


Информация о работе Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации