Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права……………………………………………………………………………..3
2. Система финансового права………………….……………………………..7
3. Принципы финансового права……………….……………………………10
4. Источники финансового права………………….…………………………13
Список используемой литературы………………………………………..…15
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, говорить o банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, a затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Поскольку финансовая деятельность - это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт - деньги и денежное обращение, a также валютное законодательство.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в Общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств.
B
Особенной части финансового
права логически
3. Принципы финансового права
Принципом, лежащим в основе финансового права, является, прежде всего, приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так, в соответствии c Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа - органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет o его исполнении (см. ст. 154 БК РФ).
Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).
Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти. Но право принять закон o федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст. 106 Конституции РФ. То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти.
За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.
Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, a целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Мы говорим o «почти самостоятельности», потому что все нижестоящие бюджеты друг от друга зависят, так как для их формирования совершенно необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в звенья нижестоящие. Однако такие перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех субъектов РФ.
Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является принцип законности. B основе всей деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, основой которых является Конституция РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой для обширного финансового законодательства. Так, в ст. 57, 71, 72 и др. Конституции РФ закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что является в свою очередь основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия, как, например, опоминавшаяся ст. 106, регулирующая правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Еще
одним принципом финансового
права является принцип плановости.
Хотя в условиях перехода к рынку мы в
целом и отказались от административного
планирования, однако, анализируя развитие
человечества, приходится сделать вывод
o том, что человеческое общество является
саморегулирующейся, самонастраивающейся
системой. Развиваясь, оно начало осуществлять
сначала простой товарообмен, затем появилось
денежное обращение, a затем общество,
объединенное в государство, стало считать
свои доходы и расходы и, что очень важно,
не только произведенные, но и предполагаемые
на следующий год. Таким образом, оно изобрело
инструмент своего общественного саморегулирования
в виде финансового плана, которым, несомненно,
является бюджет, a теперь еще и внебюджетные
фонды. Государство не может развиваться,
не рассчитав свои доходы и расходы на
следующий год. Рассчитывая предполагаемое
количество и объем доходов, которые должны
поступить в бюджет, государство в то же
время не может не рассчитать предполагаемые
затраты на предстоящий период. Оно должно
проследить и за поступлением доходов
и совершением расходов, a для этого необходимо
иметь единый плановый акт в государстве
- бюджет, или целую серию бюджетов всех
уровней, соответствующих бюджетной системе
и отражающихся в консолидированном бюджете
(см. ст. 16 БК РФ). Это объединенные в систему
плановые акты государства, которые лежат
в основе всего остального финансового
планирования: смет бюджетных учреждений,
балансов предприятии и организаций, общего
баланса доходов и расходов населения,
денежного баланса - наличной и безналичной
массы денег, обслуживающих обращение
и т.д. Имеется отдельный план по доходам
государства и специальный план по расходам.
Это рабочие планы финансовых органов,
уточняющие и детализирующие бюджетные
показатели. По бюджету, финансовым балансам,
сметам и другим финансовым планам может
наиболее эффективно осуществляться финансовый
контроль. Таким образом, принцип плановости
является неотъемлемым условием всей
финансовой деятельности государства.
4. Источники финансового права
Источники финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник - Конституция РФ, конституции субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством.
Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.
В
настоящее время приняты
Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права.
Большое
значение в финансовой деятельности
государства имеют указы
Нормы
финансового права содержатся и
в подзаконных актах органов исполнительной
власти, которыми в первую очередь являются
постановления Правительства. Немаловажную
роль в регулировании финансовой деятельности
государства занимают и такие подзаконные
акты, как приказы и инструкции Министерства
финансов, налоговой инспекции, таможни
и даже письма и телеграммы Центрального
банка РФ. Это также подзаконные акты,
содержащие нормы финансового права, подлежащие
безусловному исполнению. Нормативными
актами являются и соглашения между финансово-кредитными
органами по различным финансовым вопросам,
в том числе акты, которые регулируют часть
отношений, складывающихся на рынке ценных
бумаг и вообще на финансовом рынке.
Список
используемой литературы