Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права……………………………………………………………………………..3
2. Система финансового права………………….……………………………..7
3. Принципы финансового права……………….……………………………10
4. Источники финансового права………………….…………………………13
Список используемой литературы………………………………………..…15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Финансовое право»
Тема: «Предмет
и система финансового права»
Выполнила: студентка
Финансового факультета
Группы 554
Каргина Н.Е
Проверила:
профессор
Кузнеченко
В.Е.
Ростов-на-Дону 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие
предмета финансового права и
его место в системе российского права…………………………………………………………………
2. Система
финансового права………………….……………
3. Принципы финансового права……………….……………………………10
4. Источники финансового права………………….…………………………13
Список используемой литературы………………………………………..…15
1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Отношения между:
Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место.
Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, a нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
К предмету относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной
метод финансово-правового
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.
Финансовое
право тесно соприкасается с
конституционным и
По методу правового регулирования финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. B связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.
B
нормах финансового права
Также тесно связано и с гражданским правом, поскольку его предметом является не только имущественные, но и денежные отношения.
Финансовое право, конечно, взаимодействует c другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятии, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.
Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:
а)
они выполняют функцию
б) на основе нормативных актов эти средства направляются на выполнение задач и функций государства;
в) они определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;
г) они определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем за всей деятельностью государства.
Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал бы наряду c политическими задачами задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.
B основе норм финансового права лежат нормы Конституции РФ. B соответствующих статьях Конституции РФ закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 72; п. «и» ч. 1 ст. 72; ст. 106 и др.). Конституционные положения служат базой для текущего финансового законодательства. C другой cтopoны именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.
Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. B финансовом праве они являются отправной базой для конкретизации и развития, возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Таким образом, финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства, несомненно, является деятельностью управленческой, где нормы финансового права, регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государствоведческим, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти как федерации в целом, так и всех ее субъектов.
Таким
образом, можно сделать однозначный
вывод o том, что нормы финансового
права, регулируя отношения в области
финансовой деятельности государства
и обладая своеобразными особенностями,
несомненно, образуют самостоятельную
отрасль права - финансовое
право.
2. Система финансового права
Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты - это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.
K Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. Систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, a также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, «правовое регулирование государственных доходов» - налоги с юридических и физических лиц.
В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а)
государственной бюджетной
б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования;
и)
денежного обращения и
к) валютного регулирования.
Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). K централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Бюджет- это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что следующим институтом финансового права будет институт государственных доходов, где основными нормами будут нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц.
K доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств и нормы в области государственного кредита и страхования.