Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:44, контрольная работа
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.
Введение
Предмет финансового права.
Система финансового права.
Заключение.
Список использованной литературы.
В-четвертых, финансовое право
отражает развитие в России
федеративных отношений и
И, наконец, в-пятых,
Вместе с тем отмеченные
Финансовое право, как и любая отрасль права, состоит из большого количества финансово-правовых норм. Вместе они составляют сложную систему. Внутри системы финансово-правовые нормы группируются в различные подразделения для регулирования финансовых отношений, складывающихся в соответствии с объективно существующими звеньями финансовой системы, т. е. внутренняя группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей финансовых отношений, а их единство обеспечивается общностью предмета правового регулирования.
В финансовом праве как отрасли права
нормы интегрируются в самостоятельные
подгруппы - институты, регулирующие однородные
финансовые отношения в области бюджета,
государственного кредита и т. п. Каждый
вид финансовых отношений является относительно
самостоятельным и регулируется в связи
с этим столь же относительно самостоятельной
группой финансово-правовых норм, которые
в совокупности образуют институты финансового
права.
Таким образом, система финансового права как отрасли права - это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, применяемые во всех видах финансовой деятельности, и нормы, принимаемые государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной
Современное деление финансового права как отрасли права на две части -Общую и Особенную не принимается бсчоговорочно. Представители теории права и каждой из отраслей права определяют отрасли права как совокупность правовых норм, регулирующих определенные виды отношений, включая в Общую часть нормы, относящиеся к любому институту, входящему в Особенную часть отрасли (гражданское, административное, уголовное).
В финансовом праве Общая часть отрасли определяет понятие финансов, финансовой деятельности, норм и отношений, их виды, особенности и г. п. Но это общетеоретические положения, которые обязательны для финансового права как учебной дисциплины, они не содержат финансово-правовых норм, составляющих финансовое право как отрасль права, т. с. наблюдается отождествление отрасли права и учебной дисциплины. Вопросы, связанные с предметом, источниками и системой финансового нрава, сегодня являются темой дискуссии. Представляется, что молодое поколение, изучающее финансовое право, в конце концов придет к единому мнению.
В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, ее принципы, методы, правовые формы; финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.
Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых институтов и субинститутов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
-государственного и местных бюджетов;
-государственных и муниципальных внебюджетных целевых фондов;
-государственного и муниципального кредита;
-государственного и муниципального долга;
-государственных и муниципальных расходов;
-обязательного страхования;
-валютного контроля;
-денежной эмиссии и денежного обращения.
Разделы, институты и субинституты финансового
права имеют соответствующие наименования
и научную обоснованность. Построение
системы финансового права на основе объективно
существующих финансовых отношений и
достижений теории юридической науки
дает возможность глубокого изучения
и правильного применения финансово-правовых
норм, что содействует укреплению законности
в России.
Правовой материал, включаемый в Особенную часть финансового права, объемный, сложный и имеет особое значение как для государства, так и для органов местного самоуправления.
Потому является общепризнанным, что Особенная часть делится на разделы. Некоторые авторы называют их подотраслями. Так, раздел «Правовое регулирование государственного и местных бюджетов и централизованных целевых внебюджетных фондов» необходимо разделить на два финансово-правовых института - «Бюджетное право» и «Правовой режим централизованных внебюджетных целевых фондов». Кроме того, институт «Бюджетное право» всегда делился на два субинститута - «Бюджетное устройство» и «Бюджетный процесс» по условному делению бюджет-но-правовых норм на материальные и процессуальные.
Однако студенты изучают финансовое право как учебную дисциплину. И поэтому прежде всего необходимо познакомиться с сущностью финансов, их необходимостью для государственного функционирования, с системой и полномочиями органов, которые руководят финансовой деятельностью. Следует четко знать финансово-правовые нормы, их специфику, финансовые правоотношения, финансовый контроль. Без всего этого невозможно усвоить конкретные финансово-правовые институты финансового права.
Поэтому финансовое право как учебная
дисциплина делится на две части - Общую
и Особенную. В Общую часть включаются
положения, характеризующие финансовое
право в целом. В Особенной части курса
финансового права изучается финансовое
право как отрасль права. Нормы, включаемые
в Особенную часть финансового права как
в учебную дисциплину, объединяются в
разделы, включающие в себя соответствующие
финансово-правовые институты. Финансово-правовой
институт объединяет правовые нормы, регулирующие
более узкую и близкую по содержанию группу
финансовых отношений, чем раздел.
Например, подотраслью финансового права является бюджетное право, которое в свою очередь делится на два института: бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Финансовое право состоит из правовых норм, которые включаются в акты различной правовой формы (законы, указы, инструкции, решения и т. д.) по финансовым вопросам и в совокупности составляют финансовое законодательство.
Система финансового законодательства представляет собой иерархическую совокупность законов и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.
Вертикальная структура системы финансового законодательства включает Конституцию РФ, законы России по финансовым вопросам. Система налогообложения; налоги и сборы; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории России; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.
В финансовое законодательство включается большой массив подзаконных актов.
Подзаконными актами являются нормативные Указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства России, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.
Нормативно-правовые акты Кабинета Министров России в области финансов принимаются на основе законов и в развитие их предписаний.
Финансовое законодательство состоит из множества нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и органами местного самоуправления. Многие из них оправданы многолетней практикой применения, а некоторые полностью либо частично перестали применяться или их положения настолько устарели, что органам, их принявшим, ясно, что их пора обновлять. Для приведения финансового законодательства в единую стройную систему, позволяющую отыскивать нужный акт и требуемую норму, проводится систематизация финансовых нормативно-правовых актов.
Причем при современной систематизации
правового материала, который был принят
в первые годы существования Украины как
суверенного государства, зачастую обнаруживается,
что документы требуют детального пересмотра
и обновления.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.
К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права*.
* При характеристике
системы финансового права
Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти*. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права; совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет — это доходы и расходы государства. Поэтому естественно, что следующим институтом финансового права является институт государственных доходов, а основными нормами — нормы, регулирующие налоговые отношения как юридических, так и физических лиц. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.