Предмет и система Финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Содержание

Введение
Предмет финансового права.
Система финансового права.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

          В-четвертых, финансовое право  отражает развитие в России  федеративных отношений и местного  самоуправления. Изменения в его  нормах ориентированы на повышение  роли субъектов Российской Федерации,  расширение их самостоятельности  и сферы правового регулирования.  Одновременно такую же направленность  финансового права можно отметить  в отношении органов местного  самоуправления. Не только субъекты  Федерации, но и эти органы  могут принимать нормативные  акты, регулирующие финансовые отношения  в соответствующих территориальных  пределах (например, положения о  местных налогах и сборах).

          И, наконец, в-пятых, финансово-правовые  нормы, закрепляющие полномочия  государственных органов в области  финансов, отражают принцип разделения  властей.

         Вместе с тем отмеченные направления  в развитии финансового права  Российской Федерации во многих  случаях представляют лишь наметившиеся  тенденции, которые требуют своего  углубления и упрочения. Важно  при этом, чтобы развитие финансового  права в целом соответствовало  нормам международного права,  положениям Всеобщей Декларации  прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  и способствовало созданию финансовой  основы для их реализации, утверждению  прав и свобод человека, его  чести и достоинства как высшей  ценности общества и государства. 

    1. Система финансового права
 

         Финансовое право, как и любая отрасль права, состоит из большого количества финансово-правовых норм. Вместе они составляют сложную систему. Внутри системы финансово-правовые нормы группируются в различные подразделения для регулирования финансовых отношений, складывающихся в соответствии с объективно существующими звеньями финансовой системы, т. е. внутренняя группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей финансовых отношений, а их единство обеспечивается общностью предмета правового регулирования.

        В финансовом праве как отрасли права нормы интегрируются в самостоятельные подгруппы - институты, регулирующие однородные финансовые отношения в области бюджета, государственного кредита и т. п. Каждый вид финансовых отношений является относительно самостоятельным и регулируется в связи с этим столь же относительно самостоятельной группой финансово-правовых норм, которые в совокупности образуют институты финансового права. 

       Таким образом, система финансового права как отрасли права - это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

        Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, применяемые во всех видах финансовой деятельности, и нормы, принимаемые государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной

         Современное деление финансового права как отрасли права на две части -Общую и Особенную не принимается бсчоговорочно. Представители теории права и каждой из отраслей права определяют отрасли права как совокупность правовых норм, регулирующих определенные виды отношений, включая в Общую часть нормы, относящиеся к любому институту, входящему в Особенную часть отрасли (гражданское, административное, уголовное).

          В финансовом праве Общая часть отрасли определяет понятие финансов, финансовой деятельности, норм и отношений, их виды, особенности и г. п. Но это общетеоретические положения, которые обязательны для финансового права как учебной дисциплины, они не содержат финансово-правовых норм, составляющих финансовое право как отрасль права, т. с. наблюдается отождествление отрасли права и учебной дисциплины. Вопросы, связанные с предметом, источниками и системой финансового нрава, сегодня являются темой дискуссии. Представляется, что молодое поколение, изучающее финансовое право, в конце концов придет к единому мнению.

          В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, ее принципы, методы, правовые формы; финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.

             Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых институтов и субинститутов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

-государственного и местных бюджетов;

-государственных и муниципальных внебюджетных целевых фондов;

-государственного и муниципального кредита;

-государственного и муниципального долга;

-государственных и муниципальных расходов;

-обязательного страхования;

-валютного контроля;

-денежной эмиссии и денежного обращения.

             Разделы, институты и субинституты финансового права имеют соответствующие наименования и научную обоснованность. Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений и достижений теории юридической науки дает возможность глубокого изучения и правильного применения финансово-правовых норм, что содействует укреплению законности в России. 

              Правовой материал, включаемый в Особенную часть финансового права, объемный, сложный и имеет особое значение как для государства, так и для органов местного самоуправления.

              Потому является общепризнанным, что Особенная часть делится на разделы. Некоторые авторы называют их подотраслями. Так, раздел «Правовое регулирование государственного и местных бюджетов и централизованных целевых внебюджетных фондов» необходимо разделить на два финансово-правовых института - «Бюджетное право» и «Правовой режим централизованных внебюджетных целевых фондов». Кроме того, институт «Бюджетное право» всегда делился на два субинститута - «Бюджетное устройство» и «Бюджетный процесс» по условному делению бюджет-но-правовых норм на материальные и процессуальные.

                 Однако студенты изучают финансовое право как учебную дисциплину. И поэтому прежде всего необходимо познакомиться с сущностью финансов, их необходимостью для государственного функционирования, с системой и полномочиями органов, которые руководят финансовой деятельностью. Следует четко знать финансово-правовые нормы, их специфику, финансовые правоотношения, финансовый контроль. Без всего этого невозможно усвоить конкретные финансово-правовые институты финансового права.

                Поэтому финансовое право как учебная дисциплина делится на две части - Общую и Особенную. В Общую часть включаются положения, характеризующие финансовое право в целом. В Особенной части курса финансового права изучается финансовое право как отрасль права. Нормы, включаемые в Особенную часть финансового права как в учебную дисциплину, объединяются в разделы, включающие в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. 

               Например, подотраслью финансового права является бюджетное право, которое в свою очередь делится на два института: бюджетное устройство и бюджетный процесс.

              Финансовое право состоит из правовых норм, которые включаются в акты различной правовой формы (законы, указы, инструкции, решения и т. д.) по финансовым вопросам и в совокупности составляют финансовое законодательство.

               Система финансового законодательства представляет собой иерархическую совокупность законов и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

               Вертикальная структура системы финансового законодательства включает Конституцию РФ, законы России по финансовым вопросам. Система налогообложения; налоги и сборы; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории России; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

            В финансовое законодательство включается большой массив подзаконных актов.

            Подзаконными актами являются нормативные Указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства России, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

               Нормативно-правовые акты Кабинета Министров России в области финансов принимаются на основе законов и в развитие их предписаний.

               Финансовое законодательство состоит из множества нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и органами местного самоуправления. Многие из них оправданы многолетней практикой применения, а некоторые полностью либо частично перестали применяться или их положения настолько устарели, что органам, их принявшим, ясно, что их пора обновлять. Для приведения финансового законодательства в единую стройную систему, позволяющую отыскивать нужный акт и требуемую норму, проводится систематизация финансовых нормативно-правовых актов.

              Причем при современной систематизации правового материала, который был принят в первые годы существования Украины как суверенного государства, зачастую обнаруживается, что документы требуют детального пересмотра и обновления. 

             Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

           Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.

           К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права*.

* При характеристике  системы финансового права следует  исходить из положения А.Б.  Венгерова, который пишет: «Система  права включает в себя и  иные крупные взаимодействующие  блоки, например, блок внутригосударственного (национального) права и блок  тех общепризнанных принципов  и норм международного права,  которые включены (имплантированы) в соответствующую систему права». //Теория государства и права.  Теория права. — Т. I. — М., 1996. — С. 153.

            Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логиче­ской последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти*. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

           В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права; совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет  — это доходы и расходы государства. Поэтому естественно, что следующим институтом финансового права является институт государственных доходов, а основными нормами — нормы, регулирующие налоговые отношения как юридических, так и физических лиц. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирую­щие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

Информация о работе Предмет и система Финансового права