Предмет и система Финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Содержание

Введение
Предмет финансового права.
Система финансового права.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

         Санкт-Петербургский  Университет МВД  России 
 

         Контрольная работа  по предмету

               Финансовое право  России

                                на тему

«Предмет  и система Финансового  права» 
 
 
 
 
 

                                              Выполнил слушатель 304 уч.гр. ФЗО

                                                       Старший лейтенант полиции

                                                      Каргинов Алан Константинович 
 

                                       Санкт-Петербург

                                               2011 г. 
 
 
 
 

План 

      Введение

  1. Предмет финансового права.
  2. Система финансового права.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

           Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права. 

    1.   Предмет финансового права

           В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

         Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

         Известно, что одна отрасль права  отличается от другой предметом  и методом правового регулирования.  По предмету и особенностям  метода правового регулирования  финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

         К предмету финансового права  относятся закрепление структуры  финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице  соответствующих органов, регулирование  на основе этих исходных норм  отношений, возникающих в процессе  финансовой деятельности.

         Входящие в предмет финансового  права отношения отличаются по  своему содержанию большим разнообразием,  что обусловлено многозвенностью  финансовой системы, ее связью  со всеми структурами общественного  производства и распределения.

         Проблема «финансовое право является самостоятельной отраслью, но изучать его надо как комплексную правовую дисциплину» является результатом нерешенности вопроса, что же является предметом финансового права, и соотношения его предмета со сферой финансовой деятельности государства. 

              В советские времена отнесение страховых и банковских отношений под эгиду финансового права объяснялось тем, что страхование и банковское дело были монополизированы государством и осуществлялись государственными организациями.

              Страховые, банковские, расчетные, лизинговые, инвестиционные и пр. отношения предметом финансового права выступать не могут по следующим основаниям:

1.    эти отношения не опосредуют  процессов формирования, распределения  и использования государственного  денежного фонда;

2.    субъектом этих отношений не  выступает государство или государственный  орган, что выступает атрибутом  финансовых правоотношений;

3.    эти правоотношения являются  отношениями юридического равноправия  сторон, что финансовым правоотношениям  не присуще;

4.    все указанные виды правоотношений  регулируются ГК РФ, который к  источникам финансового права  никак не относится;

5.    все указанные правоотношения  реализуются в форме гражданско-правового  договора.

        П.М.Годме: «финансовое право – отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

          Предметом финансового права выступают не только материальные финансовые отношения, опосредующие движение денежных средств, но и отношения, которые мы именуем организационными финансовыми отношениями и которые способствуют реализации материальных финансовых отношений.

               Вопрос о существовании особого вида правонарушений – финансово-правовых, а равно о наличии особого вида юридической ответственности – финансово-правовой – является спорным: некоторые авторы полагают, что данные правонарушения относятся к категории административных правонарушений, а ответственность за их совершение является разновидностью административно-правовой ответственности.

             Традиционное определение финансового права – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, – не дает правильного представления об истинном предмете данной отрасли права. В процессе формирования, распределения и использования своих денежных фондов государство использует не только финансово-экономические отношения, но целый ряд иных экономических отношений. И регулируются данные отношения не только финансовым, но и гражданским правом (а также иными отраслями).

             В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

            а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

               б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

             в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

            г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

           д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных.кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

           е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

           Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

           Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства — органов местного самоуправления. 

           Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

           В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

          Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

         Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством своих функций.

          Формирующееся финансовое право Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

         Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования экономики и др.

            Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. 

           В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

Информация о работе Предмет и система Финансового права