Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:44, контрольная работа
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.
Введение
Предмет финансового права.
Система финансового права.
Заключение.
Список использованной литературы.
Санкт-Петербургский
Университет МВД
России
Контрольная работа по предмету
Финансовое право России
«Предмет
и система Финансового
права»
Санкт-Петербург
2011
г.
План
Введение
Введение
Финансовые отношения выступают неотъемлемой
частью рыночных отношений и одновременно
являются важным инструментом в механизме
их регулирования государством. Их развитие
сопровождается расширением сферы финансовой
деятельности государства: формируются
новые специализированные государственные
органы и государственно- кредитные учреждения
с отдельными властными полномочиями
(Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное
казначейство РФ, Федеральная служба РФ
по валютному и экспортному контролю,
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
и др.), обновляются методы финансовой
деятельности, появляются новые виды финансовых
отношений; растет массив финансового
законодательства и потребность в специалистах
с высоким уровнем компетентности в этой
сфере. Этим определяется значение изучения
дисциплины финансового права.
В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Известно, что одна отрасль права
отличается от другой
К предмету финансового права
относятся закрепление
Входящие в предмет
Проблема «финансовое право является
самостоятельной отраслью, но изучать
его надо как комплексную правовую дисциплину»
является результатом нерешенности вопроса,
что же является предметом финансового
права, и соотношения его предмета со сферой
финансовой деятельности государства.
В советские времена отнесение страховых и банковских отношений под эгиду финансового права объяснялось тем, что страхование и банковское дело были монополизированы государством и осуществлялись государственными организациями.
Страховые, банковские, расчетные, лизинговые, инвестиционные и пр. отношения предметом финансового права выступать не могут по следующим основаниям:
1.
эти отношения не опосредуют
процессов формирования, распределения
и использования
2.
субъектом этих отношений не
выступает государство или
3.
эти правоотношения являются
отношениями юридического
4.
все указанные виды
5.
все указанные правоотношения
реализуются в форме
П.М.Годме: «финансовое право – отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».
Предметом финансового права выступают не только материальные финансовые отношения, опосредующие движение денежных средств, но и отношения, которые мы именуем организационными финансовыми отношениями и которые способствуют реализации материальных финансовых отношений.
Вопрос о существовании особого вида правонарушений – финансово-правовых, а равно о наличии особого вида юридической ответственности – финансово-правовой – является спорным: некоторые авторы полагают, что данные правонарушения относятся к категории административных правонарушений, а ответственность за их совершение является разновидностью административно-правовой ответственности.
Традиционное определение финансового права – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, – не дает правильного представления об истинном предмете данной отрасли права. В процессе формирования, распределения и использования своих денежных фондов государство использует не только финансово-экономические отношения, но целый ряд иных экономических отношений. И регулируются данные отношения не только финансовым, но и гражданским правом (а также иными отраслями).
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:
а) между Российской Федерацией, ее субъектами,
муниципальными образованиями и входящими
в состав последних административно-
б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных.кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).
Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.
Рассмотрение финансовых отношений по
группам показывает, что при всем своем
разнообразии они имеют общее основное
содержание — направленность на образование,
распределение и использование государственных
и муниципальных денежных фондов (финансовых
ресурсов). Естественно, что эти отношения
возникают при участии и при непосредственном
воздействии государства и в рамках законодательства
— органов местного самоуправления.
Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.
В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.
Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.
Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством своих функций.
Формирующееся финансовое право Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.
Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования экономики и др.
Во-вторых, усиливается материальная (финансовая)
ответственность за правонарушения в
области финансов. Это относится и к ответственности
государственных органов, осуществляющих
финансовую деятельность.
В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).