Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:28, реферат
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций (предприятий).
Введение 3
Понятие финансового права 4
Предмет финансового права 5
Метод финансового права 8
Метод властных предписаний 10
Финансовая деятельность государства и ее правовая основа 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.
3.1. Метод властных предписаний
Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.
Большая
часть таких предписаний
Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.
Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.
Во
первых, властность финансово-правового
регулирования естественно
Во вторых, метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Надо иметь в виду, что государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами «связаны» в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю.
Государством в законах четко определены требования к такого рода предписаниям. Однако, следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые «вкрапления». Например, в процессе финансово-правового регулирования используются преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ.
Кроме
вышеотмеченного, метод властных предписаний
может быть охарактеризован как
конформистский. Конформизм финансово-правового
метода является противоположностью правовой
инициативы как характерной черты гражданско-правового
метода. Он означает, что субъекты финансового
права вступают в финансовые правоотношения
не по своей воле, не по своей инициативе,
а лишь следуют предписаниям соответствующих
актов государственных органов. Однако,
нельзя не заметить, что в сложных финансовых
правоотношениях имеют место ситуации,
когда субъекты, в частности налогоплательщики,
в каком-то звене сами могут инициировать
правоотношения: например, могут обращаться
в финансовые органы за предоставлением
рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.
4. Финансовая деятельность государства и ее правовая основа
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.
Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований.
Это бюджетные фонды, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом - не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.
Правовую основу финансовой деятельности государства и муниципальных образований составляют нормы различных правовых актов, однако, прежде всего конституционные нормы. Использование норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому для того, чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, государство должно создать систему фиксации и отражения движения этих средств. Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Часто правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах. В связи с этим нормы бухгалтерского учета можно отнести к технико-юридическим.
Для эффективной финансовой деятельности государства и муниципальных образований важное значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм. К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответствуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы не находят отражения в регистрах бухучета. Поэтому в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходима жесткая согласованность в работе законодателя и Министерства финансов РФ, на которое, согласно Положению о нем, возложено методическое руководство бухгалтерским учетом. Минфин России должен оперативно отслеживать все новые явления в праве с тем, чтобы своевременно обеспечивать их нормами бухгалтерского учета.
Заключение
Материальной основой реформ во всех сферах жизнедеятельности государства: политике, экономике, организации управления, культуре, образовании, социальной сфере и др. являются финансы, финансовая деятельность государства и нормы права, регулирующие эту деятельность.
С
помощью норм финансового права
аккумулируются, перераспределяются и
используются бюджетные и внебюджетные
фонды денежных средств, осуществляется
налогообложение физических и юридических
лиц, реализуется кредитно-денежная и
валютная политика, регулируется деятельность
банков.
Современное развитие общественно-экономических
отношений в совокупности с реформированием
экономики обусловливают стремительное
развитие финансово-правовых механизмов
управления обществом, ведь «нет лучшего
способа управлять государством, чем управлять
при помощи денег, более эффективного
средства управления, человечество пока
не придумало».
Список
использованной литературы