Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:46, курсовая работа
Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
Образование страхового фонда является объективной необходимостью и для общества в целом и для отдельного предпринимателя в любой политической и экономической системе. Система лишь устанавливает тот или иной порядок создания и использования этого фонда. Страховой фонд может служить не только по своему прямому назначению, но и в определенной мере фондом накопления, т. е. источником дополнительных капитальных вложений.
Запасной фонд формируется из остатков выплатного фонда по рисковым видам страхования, которые определяются как разность между установленным страховой организацией нормативом выплат и фактическим уровнем выплат.
Запасные фонды в страховании представлены фондами денежных средств, предназначенных для выплат страхового возмещения и страховых сумм в тех случаях, когда эти выплаты не покрываются страховыми платежами текущего года. Запасные фонды по рисковым видам страхования могут также пополнятся за счет отчислений от прибыли по страховым операциям. Основным источником прибыли является брутто-ставка. Средства запасных фондов могут храниться в банке на расчетных и депозитных счетах, а также помещаться в краткосрочные инвестиции.
Амортизационный фонд включает в себя амортизационные отчисления, идущие на полное восстановление и капитальные вложения за счет амортизационных отчислений и показываются в объемах лимитов, выделенных для страховой организации, а на капитальный ремонт — в сумме амортизационных отчислений на планируемый год. Амортизационные отчисления, предназначенные на капитальные вложения, направляются на пополнение фонда производственного и социального развития [4, c. 378].
По правовым источникам возникновения фонды можно разделить на нормативные и ненормативные. Нормативные - уставный фонд и страховые резервы - создаются организацией в соответствии с законодательством для своего функционирования. Ненормативные — фонды накопления и потребления — не являются обязательными. Причиной их создания может быть непосредственное обеспечение внутренней устойчивости организации.
Страховщик
может формировать и так
Таким образом, в зависимости от источников формирования существует два вида страховых фондов: децентрализованные – страховые фонды отдельного предприятия, централизованные страховые фонды – централизованные государственные финансовые резервы, являющиеся достоянием государства .
2.2. Функции страховых фондов
Сущность страховых
фондов полно выражается в выполняемых
ими функциях – внешних формах,
позволяющих выявить
1. Рисковая функция состоит в том, что за счет распределения ущерба между страхователями средства созданного страхового фонда направляются только тем из них, с которыми произошел несчастный случай или имуществу которого нанесен ущерб. Среди функций страхования рисковая функция является универсальной. Она сопровождает каждую страховую операцию. Вид страхования может не иметь накопительной или предупредительной функции, но рисковая существует всегда. Даже тогда, когда реализуется накопительный вид страхования, например, страхование жизни (на дожитие, страхование к бракосочетанию, к поступлению детей в учебные заведения, страхование пенсий и рент), в число страховых случаев обязательно включаются и рисковые события, имеющие вероятностный, случайный характер (смерть, несчастный случай и т.д.). Без рисковой функции страхование не могло бы существовать вообще как вид деятельности и форма организации страхового фонда [4, c. 105].
2. Накопительная
функция связана со страховой
защитой семейных бюджетов. Она
помогает накопить в счет заклю
3. Предупредительная
функция направлена на
4. Инвестиционная
функция связана с техникой
осуществления страховых
Исходя из назначения инвестиционной функции видно, что в экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховщика выступают доходы от собственно страховой деятельности и доходы от инвестиций временно свободных денежных средств. Понятно, что для успешного осуществления страховой деятельности доходы страховой компании, формируемые за счет взносов страхователей, должны балансироваться с ее расходами, которые складываются из выплат по договорам страхования и затрат по содержанию компании. При превышении доходов над расходами образуется прибыль от страховой деятельности.
5. Контрольная функция – обеспечивает строго целевой подход к формированию и использованию средств страхового фонда. Она вытекает из указанных выше специфических функций страховых фондов и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с требованиями контрольной функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.
Таким образом, основными функциями страховых фондов являются рисковая, накопительная, предупредительная, инвестиционная и контрольная.
3 Формы организации страховых фондов
3.1 Государственные страховые фонды
Государственные страховые фонды формируются в целях национальной безопасности и социальной поддержки за счет обязательных платежей граждан и юридических лиц. Страховой фонд на уровне государства – часть национального дохода, выделяемая в виде резерва материальных или денежных средств для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий и для оказания помощи гражданам в случае потери трудоспособности, наступления старости и других событий. В соответствии с этим выделяют государственные резервные фонды и фонд государственного социального страхования.
Государственные резервные фонды – это централизованные фонды, которые создаются в денежной и материальной формах и находятся в распоряжении Совета Министров Республики Беларусь. Основным их источником выступают средства государственного бюджета [9, c.128].
От страховых фондов они отличаются тем, что их формирование не всегда связано с участием множества физических или юридических лиц и их взносами, т. е. отсутствует сам принцип формирования страхового фонда. Перераспределение средств резервных фондов, как правило, связано с необходимостью компенсировать возникающие ущербы или непредвиденные расходы финансовых и материальных средств. Однако в этом случае отсутствует замкнутая раскладка ущерба между участниками резервных фондов. Кроме того, использование средств резервов не носит характера возвратности [1, c. 165].
Резервные страховые фонды необходимы государству в качестве «финансовых амортизаторов». С их помощью можно компенсировать непредвиденные потери, которые неизбежно возникают в ходе воспроизводственных процессов. Эти потери связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. Объективные факторы чаще всего возникают из-за природных аномальных явлений (засух, бурь, ураганов, тайфунов, землетрясений, наводнений и др.). Субъективные факторы связаны с жизнедеятельностью самого человека и его воздействием на природу. К ним относятся болезни человека, его обязательства, возникающие в ходе договорных и внедоговорных отношений, связи с его деловыми партнерами, с государством, обычными гражданами. Однако необходимость использования страхования появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами хозяйственных звеньев (предприятий, организаций, обществ, кооперативов) и тем более средствами отдельных граждан.
Данные фонды предназначены для обеспечения страны необходимыми ресурсами при наступлении чрезвычайных и крупномасштабных неблагоприятных событий.
Фонд государственного
социального страхования
В соответствии со статьей 10 Указа Президента Республики Беларусь № 530 «О страховой деятельности» размер отчислений порядок и направления использования средств фондов по обязательным видам страхования определяется Президентом Республики Беларусь [11].
Основными принципами
осуществления обязательного
Страхователи -
организации любой
Страховщики - некоммерческие
организации, создаваемые в соответствии
с законами о конкретных видах
обязательного социального
Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье
и профессиональное
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного
лица или нетрудоспособных
Таким образом, государственные резервные фонды – это централизованные фонды, которые создаются в денежной и материальной формах и находятся в распоряжении Совета Министров Республики Беларусь; фонд государственного социального страхования создается за счет обязательных платежей из фонда оплаты труда работодателей и из заработной латы работающих граждан и предназначен для социальной поддержки населения, а также используется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь для материального обеспечения при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях.