Правовой статус страховых фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
Образование страхового фонда является объективной необходимостью и для общества в целом и для отдельного предпринимателя в любой политической и экономической системе. Система лишь устанавливает тот или иной порядок создания и использования этого фонда. Страховой фонд может служить не только по своему прямому назначению, но и в определенной мере фондом накопления, т. е. источником дополнительных капитальных вложений.

Работа содержит 1 файл

1 Понятие стахового фонда.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Запасной фонд формируется  из остатков выплатного фонда по рисковым видам страхования, которые определяются как разность между установленным  страховой организацией нормативом выплат и фактическим уровнем  выплат.

Запасные фонды в страховании представлены фондами денежных средств, предназначенных для выплат страхового возмещения и страховых сумм в тех случаях, когда эти выплаты не покрываются страховыми платежами текущего года. Запасные фонды по рисковым видам страхования могут также пополнятся за счет отчислений от прибыли по страховым операциям. Основным источником прибыли является брутто-ставка. Средства запасных фондов могут храниться в банке на расчетных и депозитных счетах, а также помещаться в краткосрочные инвестиции.

Амортизационный фонд включает в себя амортизационные отчисления, идущие на полное восстановление и капитальные вложения за счет амортизационных отчислений и показываются в объемах лимитов, выделенных для страховой организации, а на капитальный ремонт — в сумме амортизационных отчислений на планируемый год. Амортизационные отчисления, предназначенные на капитальные вложения, направляются на пополнение фонда производственного и социального развития [4, c. 378].

По правовым источникам возникновения  фонды можно разделить на нормативные и ненормативные. Нормативные - уставный фонд и страховые резервы - создаются организацией в соответствии с законодательством для своего функционирования. Ненормативные — фонды накопления и потребления — не являются обязательными. Причиной их создания может быть непосредственное обеспечение внутренней устойчивости организации.

Страховщик  может формировать и так называемый фонд превентивных мероприятий для  финансирования мер, обеспечивающих снижение степени риска страховых компаний. Превентивный (предупредительный) фонд предназначен для создания профилактических условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, предупреждающих повреждение и гибель застрахованного имущества. Страховщик сам решает вопрос о размере этого фонда [3, c. 32].

Таким образом, в зависимости от источников формирования существует два вида страховых фондов: децентрализованные – страховые фонды отдельного предприятия, централизованные страховые фонды – централизованные государственные финансовые резервы, являющиеся достоянием государства .

 

 

2.2. Функции  страховых фондов

 

Сущность страховых  фондов полно выражается в выполняемых  ими функциях – внешних формах, позволяющих выявить особенности  страховых фондов как звена финансовой системы, в частности:

1. Рисковая функция состоит в том, что за счет распределения ущерба между страхователями средства созданного страхового фонда направляются только тем из них, с которыми произошел несчастный случай или имуществу которого нанесен ущерб. Среди функций страхования рисковая функция является универсальной. Она сопровождает каждую страховую операцию. Вид страхования может не иметь накопительной или предупредительной функции, но рисковая существует всегда. Даже тогда, когда реализуется накопительный вид страхования, например, страхование жизни (на дожитие, страхование к бракосочетанию, к поступлению детей в учебные заведения, страхование пенсий и рент), в число страховых случаев обязательно включаются и рисковые события, имеющие вероятностный, случайный характер (смерть, несчастный случай и т.д.). Без рисковой функции страхование не могло бы существовать вообще как вид деятельности и форма организации страхового фонда [4, c. 105].

2. Накопительная  функция связана со страховой  защитой семейных бюджетов. Она  помогает накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную денежную сумму. Указанная сумма формируется из месячных или ежеквартальных страховых взносов (премий), которые оплачивает страхователь страховщику. Здесь следует различать банковскую систему депозитных вкладов и накопительная функцию в страховании, которая обязательно существует вместе с рисковой функцией. Поэтому договоры страхования, направленные на страховое накопление, всегда содержат перечень страховых случаев, которые могут компенсироваться страховщиком так же, как и при обычном рисковом страховании. Например, случай смерти при страховании на дожитие до определенного возраста.

3. Предупредительная  функция направлена на предупреждение  наступления страховых случаев  и минимизацию ущерба от их  наступления. Реализация этой функции заключается в том, что за счет средств страхового фонда могут финансироваться отдельные мероприятия по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий и катастроф. Особенно важна эта функция при страховании будущего урожая, в экологическом страховании, при страховании перевозимых грузов, во всех видах страхования, где в качестве страхового случая присутствует пожар, взрыв. Средства для предупредительных мероприятий формируются за счет взносов страхователей и обязательно включаются в состав страхового тарифа [5, c. 99].

4. Инвестиционная  функция связана с техникой  осуществления страховых операций. Созданные страховые фонды размещаются  страховщиком по направлениям, рекомендованным  надзорными страховыми органами с целью получения дохода, который направляется в том числе на пополнение страховых резервов. В качестве этих направлений могут быть приобретение долговых обязательств государства (краткосрочных и долгосрочных) и его субъектов, ценных бумаг высокодоходных предприятий, размещение временно свободных средств страховых резервов на депозитах в банках, приобретение слитков золота и серебра и т.д. Инвестиционная функция направлена на обеспечение финансовой устойчивости и безубыточности страховых организаций [4, c.105].

Исходя из назначения инвестиционной функции видно, что  в экономике рыночного типа страхование  выступает, с одной стороны, средством  защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховщика выступают доходы от собственно страховой деятельности и доходы от инвестиций временно свободных денежных средств. Понятно, что для успешного осуществления страховой деятельности доходы страховой компании, формируемые за счет взносов страхователей, должны балансироваться с ее расходами, которые складываются из выплат по договорам страхования и затрат по содержанию компании. При превышении доходов над расходами образуется прибыль от страховой деятельности.

5. Контрольная функция – обеспечивает строго целевой подход к формированию и использованию средств страхового фонда. Она вытекает из указанных выше специфических функций страховых фондов и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с требованиями контрольной функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Таким образом, основными функциями страховых фондов являются рисковая, накопительная, предупредительная, инвестиционная и контрольная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Формы  организации страховых фондов

3.1 Государственные  страховые фонды

 

Государственные  страховые  фонды  формируются  в  целях  национальной  безопасности  и  социальной  поддержки  за  счет  обязательных платежей граждан и юридических лиц. Страховой фонд на уровне государства – часть национального дохода,  выделяемая  в виде  резерва материальных  или денежных  средств для ликвидации  последствий стихийных бедствий,  катастроф, аварий и для оказания помощи  гражданам в случае потери трудоспособности, наступления старости и других событий. В соответствии с этим выделяют государственные резервные фонды и фонд государственного социального страхования.

Государственные резервные фонды – это централизованные фонды, которые создаются в денежной и материальной формах и находятся в распоряжении Совета Министров Республики Беларусь. Основным их источником выступают средства государственного бюджета [9, c.128].

От страховых  фондов они отличаются тем, что их формирование не всегда связано с участием множества физических или юридических лиц и их взносами, т. е. отсутствует сам принцип формирования страхового фонда. Перераспределение средств резервных фондов, как правило, связано с необходимостью компенсировать возникающие ущербы или непредвиденные расходы финансовых и материальных средств. Однако в этом случае отсутствует замкнутая раскладка ущерба между участниками резервных фондов. Кроме того, использование средств резервов не носит характера возвратности [1, c. 165].

Резервные страховые фонды необходимы государству в качестве «финансовых амортизаторов». С их помощью можно компенсировать непредвиденные потери, которые неизбежно возникают в ходе воспроизводственных процессов. Эти потери связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. Объективные факторы чаще всего возникают из-за природных аномальных явлений (засух, бурь, ураганов, тайфунов, землетрясений, наводнений и др.). Субъективные факторы связаны с жизнедеятельностью самого человека и его воздействием на природу. К ним относятся болезни человека, его обязательства, возникающие в ходе договорных и внедоговорных отношений, связи с его деловыми партнерами, с государством, обычными гражданами. Однако необходимость использования страхования появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами хозяйственных звеньев (предприятий, организаций, обществ, кооперативов) и тем более средствами отдельных граждан.

Данные фонды  предназначены для обеспечения  страны необходимыми ресурсами при наступлении чрезвычайных и крупномасштабных неблагоприятных  событий.

Фонд государственного социального страхования создается  за счет обязательных платежей из фонда  оплаты труда работодателей и из заработной латы работающих граждан. Он предназначен для социальной поддержки населения и используется в строгом соответствии с установленными нормативами для материального обеспечения при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях [10, c. 11].

 В соответствии  со статьей 10 Указа Президента  Республики Беларусь    № 530 «О страховой деятельности» размер отчислений порядок и направления использования средств фондов по обязательным видам страхования определяется Президентом Республики Беларусь [11].

Основными принципами осуществления обязательного социального  страхования являются:

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
    • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
    • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    • обеспечение надзора и общественного контроля;
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования [12, c. 165].

Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального [13, c. 10].

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах  обязательного социального страхования  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные  лица - граждане Республики Беларусь, а  также иностранные граждане и  лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Посредническая  деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость  получения медицинской помощи;

2) временная  нетрудоспособность;

3) трудовое увечье  и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание  безработным;

9) смерть застрахованного  лица или нетрудоспособных членов  его семьи, находящихся на его  иждивении [11].

Таким образом, государственные резервные фонды – это централизованные фонды, которые создаются в денежной и материальной формах и находятся в распоряжении Совета Министров Республики Беларусь; фонд государственного социального страхования создается за счет обязательных платежей из фонда оплаты труда работодателей и из заработной латы работающих граждан и предназначен для социальной поддержки населения, а также используется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь для материального обеспечения при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях.

Информация о работе Правовой статус страховых фондов