Порядок и срок уплаты акцизов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала свой финансовый ресурс: объект обложения и налоговая база все менее соответствовали хозяйственным реалиям. Вводятся акцизы на предметы массового потребления – соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протяжении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, поступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это время собирается за счет питейного и соляного сборов1.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
1. Плательщики акцизов……………………………………………..4
2. Перечень подакцизных товаров…………………………………10
3. Объект налогообложения…………………………………………15
4. Порядок и срок уплаты акцизов………………………………….20
Заключение……………………………………………………………25
Список использованной литературы и источников………………..27

Работа содержит 1 файл

финансовое право.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

     - передача на территории Российской  Федерации организацией (хозяйственным  обществом или товариществом)  произведенных ею подакцизных  товаров своему участнику (его  правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из  организации (хозяйственного общества  или товарищества), а также передача  подакцизных товаров, произведенных  в рамках договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности), участнику (его правопреемнику  или наследнику) указанного договора  при выделе его доли из имущества,  находящегося в общей собственности  участников договора, или разделе  такого имущества;

     - передача произведенных подакцизных  товаров на переработку на  давальческой основе.

     2. Операции по оприходованию/получению.  К таким операциям можно отнести  следующие объекты налогообложения:

     - получение (оприходование) денатурированного  этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство  неспиртосодержащей продукции;

     - получение прямогонного бензина  организацией, имеющей свидетельство  на переработку прямогонного  бензина. Для целей настоящей  главы получением прямогонного  бензина признается приобретение  прямогонного бензина в собственность.

     3. Операции с ввозимыми на таможенную  территорию РФ подакцизными товарами, т.е.

     - ввоз подакцизных товаров на  таможенную территорию Российской  Федерации.

     Статья 183 НК РФ предусматривает операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые  от налогообложения) акцизом, среди  которых:

     1. Передача подакцизных товаров  одним структурным подразделением  организации, не являющимся самостоятельным  налогоплательщиком, для производства  других подакцизных товаров другому  такому же структурному подразделению  этой организации.

     2. Реализация подакцизных товаров,  помещенных под таможенный режим  экспорта, за пределы территории  Российской Федерации с учетом  потерь в пределах норм естественной  убыли.

     Следует помнить, что данная операция освобождается  от налогообложения и не ведет  к появлению объекта налогообложения  лишь в случае потерь подакцизных  товаров в пределах норм естественной убыли, в случае превышения указанных  пределов, реализация экспортируемых подакцизных товаров сверх норм естественной убыли будет составлять объект обложения акцизом в соответствии со ст. 182 НК РФ.

     Освобождение  указанной выше операции от налогообложения  производится в соответствии со статьей 184 НК РФ. Налогоплательщик освобождается  от уплаты акциза при реализации произведенных  им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных  из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации  при представлении в налоговый  орган поручительства банка в  соответствии со статьей 74 НК РФ или  банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка  уплатить сумму акциза и соответствующие  пени в случаях непредставления  в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней.

     3. Первичная реализация (передача) конфискованных  и (или) бесхозяйных подакцизных  товаров, подакцизных товаров,  от которых произошел отказ  в пользу государства и которые  подлежат обращению в государственную  и (или) муниципальную собственность,  на промышленную переработку  под контролем таможенных и  (или) налоговых органов либо  уничтожение.

     4. Не подлежит налогообложению  (освобождается от налогообложения)  ввоз на таможенную территорию  Российской Федерации подакцизных  товаров, от которых произошел  отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную и (или) муниципальную  собственность.7

     Отметим, что Налоговый кодекс РФ устанавливает  правило, что только при ведении  организацией раздельного учета  операций, признаваемых и не признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты акцизов.  

 

     Порядок и срок уплаты акцизов 

     В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым  периодом понимается календарный год  или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего  уплате.

     В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым  периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с  главой 22 НК РФ не установлено.

     Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие  трех видов налоговых ставок, а  именно:

     1) твердые (специфические) налоговые  ставки, выражающиеся в установлении  абсолютной суммы налога, подлежащего  к уплате, на единицу измерения  налоговой базы облагаемого объекта  обложения;

     2) адвалорные (в процентах) налоговые  ставки, выражающиеся в установлении  процента или иного соотношения  суммы налога, подлежащего к уплате, от размера налоговой базы  облагаемого объекта обложения;

     3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической)  и адвалорной (в процентах) налоговых  ставок.

     Статья 193 НК РФ на настоящий момент устанавливает  только два вида налоговых ставок: твердые (специфические) и комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых  ставок).

     В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот.

     С 1 января 2008 г. налоговые ставки установлены  ежегодно на период с 2008 по 2010 г. При  этом в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 годы уровня инфляции новая  редакция п. 1 ст. 193 НК РФ предусматривает  следующую индексацию специфических  ставок акцизов на подакцизные товары (за исключением табака, сигар, сигарет и папирос):

     на 2008 год - на 7% по отношению к 2007 году;

     на 2009 год - на 6,5% по отношению к 2008 году;

     на 2010 год - на 6% по отношению к 2009 году.

     Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008 - 2010 гг. планируется сохранить  на действующем уровне в целях  легализации импорта такой продукции. Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром предполагается проиндексировать на 2008 - 2010 гг. на 20% по отношению к предыдущим годам. Специфические  ставки акцизов на сигареты без фильтра  и папиросы должны быть проиндексированы на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. - на 28% по отношению  к предыдущим годам. Одновременно предполагается ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5-процентных пункта в год.8

     Для алкогольной и спиртосодержащей продукции вместо применявшейся  ранее единой ставки будет установлено  две ставки: для продукции с  объемной долей этилового спирта свыше 9% и продукции с долей  спирта не более 9%. Тем самым предлагается вернуться к многолетней, существовавшей до 2007 года практике, когда ставка акциза на слабоалкогольную продукцию устанавливалась  отдельно и была меньше ставки акциза на водку и ликероводочную продукцию. В 2008 - 2010 гг. размер ставки на слабоалкогольную продукцию составит около 63% от ставки на алкогольную продукцию с более  высоким содержанием этилового  спирта. Данная мера принята в целях  повышения доли слабоалкогольных напитков в структуре производства и потребления  алкогольной продукции в Российской Федерации9.

     Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, подлежащего уплате, уменьшенная на налоговые вычеты.

     При превышении суммы налоговых вычетов  в каком-либо налоговом периоде  суммы акциза, акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов  над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих  в следующем налоговом периоде  платежей по акцизу. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной в отчетном налоговом  периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде  в первоочередном по сравнению с  другими налоговыми вычетами порядке.

     По  истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым  периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику  по его заявлению.

     Налоговый орган в течение двух недель после  получения указанного заявления  принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику  из соответствующего бюджета и в  тот же срок направляет это решение  на исполнение в соответствующий  орган федерального казначейства. В  течение указанного срока налоговый  орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает  решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В частности, проверяет  факты представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, как  то:

     1) контракт (копия контракта) налогоплательщика  с контрагентом на поставку  подакцизных товаров. В случае  если поставка на экспорт подакцизных  товаров осуществляется по договору  комиссии, договору поручения либо  агентскому договору, налогоплательщик  представляет в налоговые органы  договор комиссии, договор поручения  либо агентский договор (копии  указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего  поставку подакцизных товаров  на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;

     2) платежные документы и выписка  банка (их копии), которые подтверждают  фактическое поступление выручки  от реализации подакцизных товаров  иностранному лицу на счет  налогоплательщика в российском  банке;

     3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского  таможенного органа, осуществившего  выпуск товара в таможенном  режиме экспорта, и российского  таможенного органа, в регионе  деятельности которого находится  пункт пропуска, через который  указанный товар был вывезен  за пределы таможенной территории  Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

     4) копии транспортных или товаросопроводительных  документов или иных документов  с отметками российских пограничных  таможенных органов, подтверждающих  вывоз товаров за пределы таможенной  территории Российской Федерации,  за исключением вывоза нефтепродуктов  в таможенном режиме экспорта  через границу Российской Федерации;

     5) прочие документы, указанные в  п. 7 ст. 198 НК РФ, истребуемые налоговым  органом в отдельных случаях.

     В случае если налоговым органом принято  решение об отказе (полностью или  частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после  вынесения соответствующего решения.

     В случае если налоговым органом в  течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее  заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять  решение о возмещении сумм, по которым  не вынесено решение об отказе, и  уведомить налогоплательщика о  принятом решении в течение 10 дней.

     В случае если у налогоплательщика  имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а  также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

     Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение  двух недель после получения решения  налогового органа.

     Необходимо  указать, в какой бюджет бюджетной  системы Российской Федерации зачисляется  соответствующая сумма акциза (ст. 50 БК РФ)10. 

 

      Заключение 

     Акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый  Налоговым кодексом Российской Федерации  на территории Российской Федерации  и обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным источником федерального бюджета.

Информация о работе Порядок и срок уплаты акцизов