Понятие, предмет, метод, система и источники финансового права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. отпочковавшись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных элементов.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 37.53 Кб (Скачать)

     Нормы Общей части финансового права  конкретизируются в его Особенной  части. Особенная часть состоит  из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие  финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами  финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

     В Особенную часть финансового  права входят разделы, в которых  сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

     а) бюджетной системы;

     б) внебюджетных государственных и  муниципальных денежных фондов;

     в) финансов государственных и муниципальных  предприятий;

     г) государственных и муниципальных  доходов;

     д) государственного и муниципального кредита;

     е) организации имущественного и личного  страхования;

     ж) государственных и муниципальных  расходов;

     з) банковского кредитования;

     и) денежного обращения и расчетов;

     к) валютного регулирования.

     Таким образом, в системе финансового  права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение  в Общей части. Построение Особенной  части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.

     Научная обоснованность системы права построением  на основе объективно существующих отношений  даёт возможность наиболее правильного  применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

 

3. Источники финансового  права

 

     Нормы финансового права Российской Федерации  содержатся в большом числе разнообразных  правовых нормативных актов, или  источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и  органов местного самоуправления (общие  и отраслевые, федеральные, субъектов  Федерации, местные и др.).

     В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о  налогах различных видов, о государственном  внутреннем долге и т.д. Прежде эти  сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов  государственного управления

     Итак, источники финансового права  Российской Федерации – это правовые акты  представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых  содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового  права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

     1. Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления, в которых содержатся  нормы финансового права.

     К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:

     а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

     б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах  Российской Федерации и субъектов  РФ, прежде всего в некоторых федеральных  конституционных законах (т.е. тех, которые  приняты по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ). В их числе - ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового  контроля.

     Наиболее  важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

     К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные  законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками  финансового права. Особое место  среди них занимают законы, устанавливающие  те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон  РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем  имеются федеральные законы, которые  являются источником финансового права  не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.

     Источником  финансового права являются и  законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в  области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете  субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

     в) Среди нормативно-правовых актов  как источников финансового права  выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам  государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или  основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

     г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового  права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений  Правительства РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения  государственных ценных бумаг, устанавливающие  ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

     д) Часто источником финансового права  являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

     Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

     е) Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

     2. Помимо нормативно-правового акта  в качестве источника финансового  права в последние годы стал  выступать нормативный договор.  В данном случае в качестве  источника финансового права  выступают международные договоры  Российской Федерации с другими  странами в сфере налогообложения.  К примеру. Соглашение между  Правительством РФ и Правительством  Республики Узбекистан от 2 марта  1994 г. «Об избежании двойного  налогообложения доходов и имущества»  Соглашение между Правительством  РФ и Правительством Республики  Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании  двойного налогообложения в отношении  налогов на доходы и имущество».

     Признание международно-правового договора в  качестве источника российского  права основано на ч, 4 ст. 15 Конституции  РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы.

     Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в  науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как  часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно  к налогообложению.

     Помимо  международных договоров в качестве нормативного договора как источника  финансового права выступают  договоры между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым  вопросам. Например, договор о бюджетных  отношениях между органами государственной  власти Красноярского края и Таймырского  автономного округа от 2 ноября 1995 г.

     3. В качестве источника российского  права в последние годы в  теории права все чаще признается  судебный прецедент. Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственных финансов.

Информация о работе Понятие, предмет, метод, система и источники финансового права РФ