Понятие и структура финансового правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей понятия и правового регулирования финансовых правоотношений.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
 изучить понятие и особенности финансового правоотношения;
 исследовать содержание финансового правоотношения
 рассмотреть бюджетные правоотношения, налоговые правоотношения, отношения по обязательному страхованию, валютные правоотношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
I. Общая характеристика финансовых правоотношений……………....
1.1. Понятие и особенности финансового правоотношения………….……..
1.2. Содержание финансового правоотношения ………………………........
II.Общая характеристика отдельных видов финансовых правоотношений……………………………………………………………..
2.1. Бюджетные правоотношения………………………………….……..... 2.2. Налоговые правоотношения…………………………………................
2.3. Отношения по обязательному страхованию……………..……...........
2.4. Валютные правоотношения…………………………………….....…..
Заключение………………………………………………………………..…
Библиография………………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА.docx

— 82.03 Кб (Скачать)
  • Возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;
  • Имеют целевую системность: система налоговых  правоотношений подчинена определенной цели – установлению и взиманию налогов;
  • Формально определены, т.е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;
  • Обеспечены государственным подчинение: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.11

     Объектом  налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.

     Объектами налогообложения могут быть: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельные объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 НК РФ и в соответствии с частью второй НК РФ.

     Субъектом налоговых правоотношений является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей; реальные участники конкретных налоговых правоотношений.

     В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

     Основным  содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

     Теперь  немного об ответственности за неуплату налогов и сборов. Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера как штраф.

     Основные  правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены  НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный  суд, если ответчиком является организация  или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического  лица, не являющимся предпринимателем. Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ: несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.12 Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Установить налог и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые, не на законных основаниях не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.13 Приведем пример судебной практики по разрешению налоговых споров:

     ИМНС  РФ обратилась в суд с исковыми требованиями к частным нотариусам Попов С.В. и Гаврилов Е.Г. о взыскании  налоговых санкций, ссылаясь на то, что за период 2001-2003 годы в связи  с занижением налоговой базы ответчиками  в неполном объеме произведена уплата налога на доходы физических лиц, единого  социального налога (ЕСН), не производились  платежи по налогу на добавленную  стоимость (НДС), по налогу с продаж. Истец указал, что, не уплата нотариусами налогов в полном объеме обусловлена тем, что ответчиком Гаврилов произведено занижение налоговой базы посредством включения в расходы не полученных сумм тарифов за совершенные нотариальные действия в отношении лиц, имеющих право на льготы по госпошлине, а согласно ст. 221 НК РФ частные нотариусы имеют право применять профессиональные налоговые вычеты лишь при фактическом и документальном подтверждении этих расходов. При этом состав расходов должен соответствовать либо Положению № 552, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 года, либо Главе 25 НК РФ, а ответчиками, не производилось начисление и уплата налогов НДС и налога с продаж (НСП).

     Ответчики иск не признали. Решением суда в  удовлетворении исковых требований Инспекции МНС к Попову о взыскании  налоговых санкций в сумме 3 928 131 и к Гаврилову о взыскании  налоговых санкций отказано.

     Комментарий: Судом правильно применены нормы  материального права. В ст. 11 НК РФ некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные  предприниматели», употребляются в  специальном значении исключительно  для целей НК РФ. Правовой статус частных нотариусов не отождествляется  с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя (статья 23 ГК Российской Федерации). Это согласуется с  Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со статьей 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и  не преследует цели извлечения прибыли.

     Частные нотариусы не являются плательщиками  налога на добавленную стоимость  и налога с продаж. Занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц  посредством включения в расходы  не полученных сумм тарифов за совершенные  нотариальные действия в отношении  лиц, имеющих право на льготы по госпошлине, нотариусом произведено правомерно. В этой части суд правильно  применил нормы материального права, действующие на момент рассмотрения спора. Нотариус обоснованно не включал  в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц не полученные суммы тарифов за совершенные  нотариальные действия в отношении  лиц, имеющих право на льготы по госпошлине. В этой части суд правильно  применил нормы материального права, действующие на момент рассмотрения спора в соответствии со ст. 221 НК.14

    1. Отношения по обязательному страхованию

     Страхование представляет собой один из элементов  финансовой системы государства. Сущность страхования как звена финансовой системы  заключается в его относительной самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими финансово – правовыми институтами. В частности, аккумулирование страховых фондов происходит посредством движения денежных средств от финансов предприятий или бюджетной системы; распределение страховых выплат означает обратное движение денежных средств из бюджетной системы или специальных страховых фондов.

     Неотъемлемым  элементом финансовой системы страхование  является только для государственно уровня (федерального и субъектов  РФ), на муниципальном уровне обязательного  страхования нет.

     Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.(ч.1ст.2)15

     Посредством страхования риски отдельных  лиц ложатся на группу лиц, действующих  в этой же сфере производства и  подверженных подобным опасностям.

     Отношения в области страхования регулируются нормативными правовыми актами, относящимися к различным отраслям права. Гражданский  Кодекс РФ содержит специальную гл. 48, комплексно регулирующую отношения  страхования. Административное законодательство регулирует порядок лицензирования страховой деятельности. Отдельные виды и условия страхования регулируются самыми различными законами: Кодексом Торгового Мореплавания РФ, Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Особое значение имеет Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и многие другие. Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования.

  • Обязательное социальное страхование

     Общей правовой основой осуществления  обязательного социального страхования  является: ФЗ от 1999г. «Об основах  обязательного социального страхования».

     Обязательное  социальное страхование  представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно – курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.16

     К социальным страховым рискам законодатель относит:

  • Необходимость получения медицинской помощи;
  • Временную нетрудоспособность;
  • Трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  • Материнство;
  • Инвалидность;
  • Наступление старости;
  • Потерю кормильца;
  • Признание безработным;
  • Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

     Каждому из указанных видов социального  страхового риска соответствует  определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным  видам обязательного социального  страхования являются:

  • Пенсия по старости;
  • Пенсия по инвалидности;
  • Пенсия по случаю потери кормильца;
  • Пособие по временной нетрудоспособности;
  • Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • Пособие по беременности и родам;
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком  до достижения им возраста полутора лет;
  • Пособие по безработице;
  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • Пособие на санаторно – курортное лечение;
  • Социальное пособие на погребение;
  • Оплата путевок на санаторно – курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.17

     Участниками отношений по обязательному социальному  страхованию выступают: страхователи (организации любой организационно – правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и налоги, а в отдельных случаях, выплачивать отдельные виды страхового обеспечении я), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с ФЗ для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев), застрахованные лица (граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства).

     Управление  системой обязательного социального  страхования осуществляется Правительством РФ.

  • Обязательное медицинское страхование

     Обязательное  пенсионное страхование – система, создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.18

     Страховым риском для целей обязательного  пенсионного страхования признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности или потери кормильца.

Информация о работе Понятие и структура финансового правоотношения