Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:34, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей понятия и правового регулирования финансовых правоотношений.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и особенности финансового правоотношения;
исследовать содержание финансового правоотношения
рассмотреть бюджетные правоотношения, налоговые правоотношения, отношения по обязательному страхованию, валютные правоотношения.
Введение………………………………………………………………………..
I. Общая характеристика финансовых правоотношений……………....
1.1. Понятие и особенности финансового правоотношения………….……..
1.2. Содержание финансового правоотношения ………………………........
II.Общая характеристика отдельных видов финансовых правоотношений……………………………………………………………..
2.1. Бюджетные правоотношения………………………………….……..... 2.2. Налоговые правоотношения…………………………………................
2.3. Отношения по обязательному страхованию……………..……...........
2.4. Валютные правоотношения…………………………………….....…..
Заключение………………………………………………………………..…
Библиография………………………………………………………….……
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.
Объектами налогообложения могут быть: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельные объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 НК РФ и в соответствии с частью второй НК РФ.
Субъектом налоговых правоотношений является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей; реальные участники конкретных налоговых правоотношений.
В
налоговых правоотношениях
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.
Теперь немного об ответственности за неуплату налогов и сборов. Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера как штраф.
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем. Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ: несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.12 Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Установить налог и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые, не на законных основаниях не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.13 Приведем пример судебной практики по разрешению налоговых споров:
ИМНС РФ обратилась в суд с исковыми требованиями к частным нотариусам Попов С.В. и Гаврилов Е.Г. о взыскании налоговых санкций, ссылаясь на то, что за период 2001-2003 годы в связи с занижением налоговой базы ответчиками в неполном объеме произведена уплата налога на доходы физических лиц, единого социального налога (ЕСН), не производились платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС), по налогу с продаж. Истец указал, что, не уплата нотариусами налогов в полном объеме обусловлена тем, что ответчиком Гаврилов произведено занижение налоговой базы посредством включения в расходы не полученных сумм тарифов за совершенные нотариальные действия в отношении лиц, имеющих право на льготы по госпошлине, а согласно ст. 221 НК РФ частные нотариусы имеют право применять профессиональные налоговые вычеты лишь при фактическом и документальном подтверждении этих расходов. При этом состав расходов должен соответствовать либо Положению № 552, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 года, либо Главе 25 НК РФ, а ответчиками, не производилось начисление и уплата налогов НДС и налога с продаж (НСП).
Ответчики иск не признали. Решением суда в удовлетворении исковых требований Инспекции МНС к Попову о взыскании налоговых санкций в сумме 3 928 131 и к Гаврилову о взыскании налоговых санкций отказано.
Комментарий:
Судом правильно применены
Частные
нотариусы не являются плательщиками
налога на добавленную стоимость
и налога с продаж. Занижение налогооблагаемой
базы по налогу на доходы физических лиц
посредством включения в
Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы государства. Сущность страхования как звена финансовой системы заключается в его относительной самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими финансово – правовыми институтами. В частности, аккумулирование страховых фондов происходит посредством движения денежных средств от финансов предприятий или бюджетной системы; распределение страховых выплат означает обратное движение денежных средств из бюджетной системы или специальных страховых фондов.
Неотъемлемым элементом финансовой системы страхование является только для государственно уровня (федерального и субъектов РФ), на муниципальном уровне обязательного страхования нет.
Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.(ч.1ст.2)15
Посредством страхования риски отдельных лиц ложатся на группу лиц, действующих в этой же сфере производства и подверженных подобным опасностям.
Отношения
в области страхования
Общей
правовой основой осуществления
обязательного социального
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно – курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.16
К социальным страховым рискам законодатель относит:
Каждому
из указанных видов социального
страхового риска соответствует
определенный вид страхового обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным
видам обязательного
Участниками отношений по обязательному социальному страхованию выступают: страхователи (организации любой организационно – правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и налоги, а в отдельных случаях, выплачивать отдельные виды страхового обеспечении я), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с ФЗ для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев), застрахованные лица (граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства).
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ.
Обязательное пенсионное страхование – система, создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.18
Страховым риском для целей обязательного пенсионного страхования признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности или потери кормильца.
Информация о работе Понятие и структура финансового правоотношения