Понятие и структура финансового правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей понятия и правового регулирования финансовых правоотношений.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
 изучить понятие и особенности финансового правоотношения;
 исследовать содержание финансового правоотношения
 рассмотреть бюджетные правоотношения, налоговые правоотношения, отношения по обязательному страхованию, валютные правоотношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
I. Общая характеристика финансовых правоотношений……………....
1.1. Понятие и особенности финансового правоотношения………….……..
1.2. Содержание финансового правоотношения ………………………........
II.Общая характеристика отдельных видов финансовых правоотношений……………………………………………………………..
2.1. Бюджетные правоотношения………………………………….……..... 2.2. Налоговые правоотношения…………………………………................
2.3. Отношения по обязательному страхованию……………..……...........
2.4. Валютные правоотношения…………………………………….....…..
Заключение………………………………………………………………..…
Библиография………………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА.docx

— 82.03 Кб (Скачать)
  1. В зависимости от характера финансово – правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений:
  1. материальные (возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований).
  2. процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими относительно материальных правоотношений. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

     Между процессуальными и материальными  финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области  финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма  содержания».7  Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма

     способствует  наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области  финансов, поскольку не только содержание, но и

     формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

  1. По структуре их юридического содержания:
  1. простые (их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению);
  1. сложные (содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей).
  1. По своему объекту:
  1. имущественные (Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д.);
  2. неимущественные (В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.)
  1. По юридическому характеру взаимоотношений участников:
  1. вертикальные (отношения основанные на реализации властных полномочий);
  2. горизонтальные (Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).
  1. По форме проявления:
  1. двусторонние  (наличие  у каждой из двух участвующих сторон  взаимных  прав  и  обязанностей);
  2. многосторонние (участие в нем трех или более сторон  и  наличие  у  каждой из  них  прав  и обязанностей по отношению друг  к  другу.  В  таком правоотношении  каждому субъективному праву  одной  стороны соответствует  юридическая  обязанность другой стороны.)8

     Наиболее  полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация  на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:

     1. Бюджетные правоотношения

     2.Налоговые  правоотношения

     3.Отношения  по страхованию

     4. Валютные правоотношения

     5. Правоотношения в области банковской  деятельности.

     Итак, обобщим все вышеизложенное.

     Финансовые  правоотношения - это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных денежных фондов и  доходов.

     Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает  между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и  имеет содержание, раскрывающееся через  соответствующие права и обязанности  его участников. Отражая общий  характер, присущий любому правовому  отношению, финансовое правовое отношение  имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы  их возникновения. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация. Финансовые отношения можно классифицировать  по разным основаниям: по структуре их юридического содержания, по своему объекту, по юридическому характеру взаимоотношений участников, по форме проявления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Общая характеристика отдельных  видов финансовых правоотношений
    1. Бюджетные правоотношения

     В юридической науке бюджетные правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами бюджетного права. Бюджетные правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

     Бюджетный кодекс РФ не дает легального определения  бюджетных правоотношений. Согласно положениям статьи 1 БК РФ, по своей  правовой природе, сущности и значению эти правовые отношения могут  быть охарактеризованы как социально  значимые общественные отношения сложносоставного характера, состоящие из  следующих  составных частей:

  1. Отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования муниципального и государственного долга;
  2. Отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и  исполнения бюджетов всех уровней и контроля за их исполнением;
  3. Отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.9

     Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативно -правового акта – закона о бюджете  на очередной финансовый год. Финансовый год - это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В РФ финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует только один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, с теми же субъектами.

     Сферой  возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства  и муниципальных образований. В  бюджетной сфере государство  посредством права устанавливает  виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств.

     Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с  аккумулированием, распределением и  использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового  обеспечения  задач и функций конкретной территории.

     Субъекты  данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения.

     Анализ  положений БК РФ позволяет выделить следующих участников бюджетных  правоотношений:

  1. Государство и его территориальные подразделения:
  1. Российская Федерация;
  1. Субъекты РФ;
  2. Муниципальные образования;
  1. Президент РФ;
  1. Органы государственной власти РФ (исполнительные и законодательные органы);
  2. Органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные и законодательные органы);
  3. Органы государственных внебюджетных фондов;
  4. Главные распорядители бюджетных средств;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств;
  7. Органы денежно – кредитного регулирования;
  8. Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

     Значение  бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той  важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

     2.2.Налоговые  правоотношения

     Существуют  различные доктринальные определения  налога, разработанные представителями  как юридической, так и экономической  науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на ряд общих  признаков, характерных для данного  института:

     1) отчуждение при уплате налога  части собственности физических  и юридических лиц  в пользу  публично-правового образования;

     2) законность установления и введения  налога;

     3) обязательность уплаты налога  при наличии определённых в  законе условий, обеспечиваемая  силой государства;

     4) индивидуальная безвозмездность;

     5) внесение в бюджет публичного  образования либо во внебюджетный  фонд.

     Законодательное же определение налога дано в Налоговом  кодексе. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     НК  РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов  или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом10. Смысл этой нормы состоит в том, что платёж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

     Так что же такое налоговые правоотношения.

     Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

     Налоговые правоотношения имеют следующие  особенности:

Информация о работе Понятие и структура финансового правоотношения