Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ: условия и порядок привлечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Действующее валютное законодательство в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами. Предметом правового регулирования валютного законодательства являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и валютой Российской Федерации и др.

Содержание

Введение
1.Ответственность за нарушение валютного законодательства, основные понятия и виды
2. Условия и порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства в РФ
3. Условия и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства в РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ФП контрольная.docx

— 48.18 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансовое право»

Тема: «Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ: условия и порядок привлечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

                                                                        Студентка   II высшего образования

                                       группа 10ЮДО 4

                                                                        зачетная книжка  №10ЮДО4-19                      

 

                                                                        Проверила: Карнишина Н.Г.

 

                                                                                                

 

 

 

 

Пенза

2012г.

 

 

 

План

Введение

1. Ответственность за нарушение валютного законодательства, основные понятия и виды

2. Условия и порядок привлечения  к уголовной ответственности  за нарушение валютного законодательства  в РФ

3. Условия и порядок привлечения  к административной ответственности  за нарушение валютного законодательства  в РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Действующее валютное законодательство в настоящее  время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической  природы, принятые государственными органами. Предметом правового регулирования  валютного законодательства являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов  валютного контроля, права и обязанности  резидентов и нерезидентов в сфере  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и валютой  Российской Федерации и др.

Государство, устанавливая нормативные правовые акты, регулирующие валютные отношения, определяет и юридическую ответственность  участников валютных отношений.

Одной из специфических характеристик ответственности  за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться  средствами на валютном счете, возлагает  на него дополнительные обязанности1.

Актуальность  данной проблематики обусловлена и  несовершенством действующего российского  законодательства, устанавливающего ответственность  за нарушения в валютной сфере.

Для нашего государства значима проблема обеспечения единой валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

 

 

 

 

1. Ответственность за  нарушение валютного законодательства

Валютное  законодательство Российской Федерации  состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"  и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Органы  валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных указанным Законом. Данные акты обязательны для исполнения как резидентами, так и нерезидентами.

В соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственности подлежат как сами организации, так  и их должностные лица.

Нарушения резидентами и нерезидентами  валютного законодательства Российской Федерации наносят существенный имущественный вред государству. Причем суммы ущерба оцениваются десятками  миллиардов рублей и десятками миллионов  долларов. Так в I полугодии 2011 г. привлечено к административной ответственности по делам об административных правонарушениях 3 906 юридических лиц, 1096 должностных лиц и 199 физических лиц. За отчетный период в доход государства в виде штрафов за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования поступило более 363 млн. рублей (по данным Федерального Казначейства).2

Ответственность за нарушение резидентами и нерезидентами положений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена в Уголовном кодексе

Российской  Федерации  в ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях - ст. 15.25 "Нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования". Таким образом, резиденты и нерезиденты за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования могут быть привлечены при наличии состава правонарушения к административной или уголовной ответственности. Кроме того, стоит иметь в виду, что назначение наказания по уголовному праву не освобождает от ответственности по КоАП. Верно и обратное: санкции Кодекса об административных правонарушениях не избавляют от уголовной ответственности.

Тесным  образом с административной ответственностью связана ответственность банков за нарушение банковского (в том  числе валютного) законодательства, предусмотренная ст. 19, 20 Федерального закона 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и ст. 74 Федерального закона 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации ". Эта ответственность по своей природе является административно-правовой, однако ее выделяют особо в связи с наличием специальных источников правового регулирования, а также специфики порядка ее применения, включая орган, обладающий соответствующими полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Условия и порядок привлечения  к уголовной ответственности  за нарушение валютного законодательства  в РФ

В соответствии со статьей 193 УК РФ уголовной ответственности подлежат действия по невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте:

"Невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих  в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязательному  перечислению на счета в уполномоченный  банк Российской Федерации, -

наказывается  лишением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".

Согласно статье 1 Закона N 173-ФЗ к иностранной валюте относятся:

- денежные  знаки в виде банкнот, казначейских  билетов, монеты, находящиеся в  обращении и являющиеся законным  средством наличного платежа  на территории соответствующего  иностранного государства (группы  иностранных государств), а также  изымаемые либо изъятые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;

- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных  единицах иностранных государств  и международных денежных или  расчетных единицах.

Статьей 19 Закона N 173-ФЗ установлено требование репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации:

"При  осуществлении внешнеторговой деятельности  резиденты, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом,  обязаны в сроки, предусмотренные  внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение  от нерезидентов на свои банковские  счета в уполномоченных банках  иностранной валюты или валюты  Российской Федерации, причитающейся  в соответствии с условиями  указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат  в Российскую Федерацию денежных  средств, уплаченных нерезидентам  за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них".

Закон N173-ФЗ в качестве предмета возврата называет как иностранную валюту, так и валюту Российской Федерации, а по статье 193 УК РФ предметом преступления могут быть только средства в иностранной валюте.

Статьей 19 Закона N173-ФЗ также названы обстоятельства, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации:

" 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при  оплате заказчиками (нерезидентами)  местных расходов резидентов, связанных  с сооружением резидентами объектов  на территориях иностранных государств, - на период строительства, по  окончании которого оставшиеся  средства подлежат переводу на  счета резидентов, открытые в  уполномоченных банках;

3) при  использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения  выставок, спортивных, культурных и  иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;

4) при  проведении зачета встречных  требований по обязательствам  между осуществляющими рыбный  промысел за пределами территории  Российской Федерации резидентами  и нерезидентами, оказывающими  за пределами территории Российской  Федерации услуги указанным резидентам  по заключенным с ними агентским  договорам (соглашениям), а также  между транспортными организациями  - резидентами и нерезидентами,  оказывающими за пределами территории  Российской Федерации услуги  указанным резидентам по заключенным  с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;

5) при  проведении зачета встречных  требований по обязательствам, вытекающим  из договоров перестрахования  или договоров по оказанию  услуг, связанных с заключением  и исполнением договоров перестрахования,  между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями  или страховыми брокерами;

6) при  зачислении валютной выручки  на счета транспортных организаций  - резидентов в банках за пределами  территории Российской Федерации  - в целях оплаты возникающих  у таких транспортных организаций  за пределами территории Российской  Федерации расходов, связанных с  оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных  сборов на территориях иностранных  государств, расходов, связанных с  обслуживанием находящихся за  пределами территории Российской  Федерации воздушных, речных, морских  судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций".

Объективную сторону данного преступления составляет невозвращение иностранной валюты в российские банки. Данное преступление, как правило, совершается посредством  перевода иностранной валюты в иностранный  банк и, как следствие, сокрытия выручки.

Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ: условия и порядок привлечения