Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Становление и развитие кредитно-банковской системы — один из важнейших признаков осуществления экономических реформ. Это объясняется тем, что банковская система является центральным системообразующим элементом экономики любого типа, так как она выполняет функции по сбору аккумулированию свободных денежных средств. От успешной работы банковской системы зависят эффективность функционирования экономики в целом и экономический рост в стране.
Введение стр.3
Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения стр.4
Конституция стр.5
Федеральные законы стр.6
Нормативно-правовые акты Центрального банка стр.8
Указы Президента стр.9
Акты Правительства стр.9
Акты министерств и ведомств стр.10
Финансовое право стр.11
Банковское право стр.13
Регулятивная функция банковского права стр.13
Система банковского права стр.14
Особенности банковского права стр.15
Управление банковской системой стр.15
Литература
Помимо
приведенных выше
федеральных законов
отношения, возникающие
в процессе взаимодействия
сторон по поводу осуществления
кредитования, регулируются
иными федеральными
законами.
Нормативно-правовые акты Центрального банка
Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:
Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.
Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.
Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций, устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.
До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат", причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу.
Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция "О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
Указы Президента
Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.
Среди актов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" 21. Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.
Также, можно привести и Указ "Вопросы Управления делами Президента РФ" 22, который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.
Указ "О совершенствовании работы банковской системы РФ" 23 устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.
Акты Правительства
Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:
Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.
В
отношении получения
кредитов на определенные
цели и уплаты процентов
по кредитам, полученным
организациями различных
отраслей промышленности
и деятельности в
российских кредитных
организациях, действуют
правила возмещения
из федерального бюджета
части затрат на уплату
процентов по кредитам,
которые определяются
Правительством РФ в
постановлениях. Такое
возмещение осуществляется
путем предоставления
субсидий ежемесячно
или в ином порядке в
пределах необходимых
сумм при условии использования
кредита на определенные
Правительством РФ цели,
своевременной уплаты
начисленных процентов
и своевременного погашения
кредита в соответствии
с кредитными договорами.
Акты министерств и ведомств
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.
В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:
Финансовое право
Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.
Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.).
Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.
В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти—подчинения» (более правильно — общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц).
Наконец,
и из публичного права
в финансовое право
как относительно
самостоятельную
подотрасль с точки
зрения предмета выделяются
лишь те области, которые
прямо регулируют образование
и расходование публичных
финансов.
Так, отношения по лицензированию той же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывано связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют.
Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом.