Основы составления проектов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………….5
1.1 Участники бюджетного процесса……………………………………………5
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ……………………….7
2.1 Составление проекта бюджета……………………………………………….7
2.2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета…………………………...12
2.2 Исполнение бюджетов………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..28

Работа содержит 1 файл

курс.бюджет.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

- прогноз социально-экономического  развития соответствующей территории;

- прогноз основных характеристик  консолидированного бюджета соответствующей  территории на очередной финансовый  год и плановый период;

- пояснительная записка  к проекту бюджета; 

- методики (проекты методик)  и расчеты распределения межбюджетных  трансфертов; 

- проект программы предоставления  бюджетных кредитов;

- проект программы внутренних  и внешних заимствований на  очередной финансовый год (очередной  финансовый год и плановый  период);

- проекты законов о  бюджетах государственных внебюджетных  фондов;

- проект программы государственных  (муниципальных) гарантий на очередной  финансовый год (очередной финансовый  год и плановый период);

- другие документы и  материалы, предусмотренные Бюджетным  кодексом Российской Федерации. 

При разработке проекта бюджета  в его расходной части могут  создаваться различные долгосрочные целевые программы, реализуемые  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местного бюджета. Порядок принятия решений о разработке указанных программ, их формировании и сроках реализации определяется соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

К долгосрочным целевым программам относятся, например, национальные проекты, направленные на развитие различных  сфер экономики и социальных вопросов. Среди таких программ, действующих в настоящее время, следует назвать федеральные целевые программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009-2013 годы), «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» и др. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов.

Долгосрочные целевые  программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового  года, подлежат утверждению Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной  администрацией муниципального образования  не позднее одного месяца до дня  внесения проекта закона (решения) о  соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. Реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) долгосрочной целевой программой может устанавливаться предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Кроме долгосрочных и ведомственных  целевых программ в бюджете формируются  федеральная адресная инвестиционная программа и Инвестиционный фонд Российской Федерации. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства  за счет средств федерального бюджета  включаются в федеральную адресную инвестиционную программу, порядок  формирования и реализации которой  устанавливается Правительством Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации представляет собой часть  средств федерального бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Средства указанного фонда направляются на инвестирование различных предприятий и организаций, разрабатывающих или производящих продукцию, например, в сфере инновационных технологий. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  определяются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом. Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете  и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в Правительство Российской Федерации  осуществляется не позднее 15 дней до дня  внесения проектов указанных законов  в Государственную Думу.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проекты законов о бюджете  и проект закона о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда  на очередной финансовый год и  плановый период в срок не позднее 15 октября текущего года. Местные администрации  муниципальных образований вносят проект решения о местном бюджете  на рассмотрение представительного  органа муниципального образования  не позднее 15 ноября текущего года.

2.2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

Правительство Российской Федерации  вносит проект закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период до 26 августа  текущего года на рассмотрение Государственной  Думы вместе с другими документами  и материалами. С проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся проекты федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, о страховых тарифах на обязательное социальное профессиональных страхование от несчастных случаев на производстве и заболеваний на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно проект федерального закона о федеральном бюджете направляется Президенту Российской Федерации.

В этот же срок Центральный  банк Российской Федерации представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

В течение трех дней после  внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в Государственную Думу он направляется Советом (Председателем) Государственной  Думы в Совет Федерации, другим субъектам  права законодательной инициативы, в Комитет по бюджету и комитеты-соисполнители  для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой в течение 30 дней после его внесения. В первом чтении обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

- прогнозируемый общий  объем доходов с выделением  прогнозируемого объема нефтегазовых  доходов федерального бюджета; 

- приложение к федеральному  закону о федеральном бюджете,  устанавливающее нормативы распределения  доходов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации,  в случае если они не утверждены  Бюджетным кодексом;

- условно утверждаемые  расходы в объеме 2,5 % общего объема  расходов федерального бюджета  на первый год планового периода  и не менее 5 % на второй год  планового периода ;

- объем нефтегазового  трансферта в очередном финансовом  году и плановом периоде; 

- общий объем расходов  федерального бюджета на очередной  финансовый год и плановый  период;

- верхний предел государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации на конец  очередного финансового года  и каждого года планового периода; 

- нормативная величина  Резервного фонда в очередном  финансовом году и плановом  периоде; 

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются  прогнозируемый в соответствующем  финансовом году объем валового внутреннего  продукта и уровень инфляции (декабрь  к декабрю предыдущего года). Государственная  Дума не имеет права увеличивать  доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное  заключение Правительства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения и утверждения  проекта федерального бюджета в  первом чтении заслушивается доклад Правительства Российской Федерации, содоклады председателя Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития страны, а также Председателя Счетной палаты Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

- передать указанный законопроект  в согласительную комиссию по  уточнению основных характеристик  федерального бюджета, состоящую  из представителей Государственной  Думы, представителей Совета Федерации  и представителей Правительства  Российской Федерации; 

- вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

- поставить вопрос о  доверии Правительству Российской  Федерации. 

Во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой в течение 35 дней со дня принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения во втором чтении является утверждение:

- перечня главных администраторов  доходов федерального бюджета; 

- перечня главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- бюджетных ассигнований  по разделам, подразделам, целевым  статьям и видам расходов;

- распределения между  субъектами Российской Федерации  межбюджетных трансфертов на  очередной финансовый год и  плановый период;

- программы предоставления  государственных финансовых и  государственных экспортных кредитов;

- программы государственных  внешних и внутренних заимствований  Российской Федерации; 

- программы государственных  гарантий Российской Федерации  в валюте Российской Федерации  и в иностранной валюте и  некоторые другие документы, включаемые  в приложения к федеральному  закону о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период.

Поправки в законопроект, предусматривающие изменение бюджетных  ассигнований на реализацию федеральных  целевых программ и бюджетных  инвестиций в объекты государственной  собственности, изменение объема межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных  субъектов Российской Федерации (муниципальным  образованиям), предоставление средств  бюджета конкретным юридическим  лицам, не рассматриваются без заключения Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, принятым во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов на первый и второй годы планового периода. При этом законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия направляется на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации обязан рассмотреть закон о федеральном  бюджете в течение 14 дней со дня  представления Государственной  Думой. Указанный закон в Совете Федерации голосуется на предмет  его одобрения в целом. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех  или иных расходов федерального бюджета  осуществляется по представлению Президента Российской Федерации. При этом секретные  статьи федерального бюджета рассматриваются  на закрытом совместном заседании Государственной  Думы и Совета Федерации, а материалы к ним - исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней должен быть направлен Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2.3 Стадия исполнения бюджета

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, бюджета субъектов  Российской Федерации и бюджета  территориального государственного внебюджетного  фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Информация о работе Основы составления проектов бюджета