Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 09:20, курсовая работа
Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
В таблице 3.8 отражены поступления
в разрезе на одного
По результатам работы за 2010 год поступления в расчете на одного плательщика (из числа, состоящих на учете в инспекции) составили:
Поступления в расчете на одного плательщика (из числа, отчитавшихся перед налоговыми органами) составили:
Темп роста поступлений по индивидуальным предпринимателям в расчете на одного отчитавшегося плательщика не обеспечен и составил 97,8%
Анализ уплаты начисленных сумм в разрезе форм собственности приведен в таблице 3.9.
Таблица 3.9.Анализ уплаты начисленных сумм в разрезе форм собственности по ИМНС РБ по Фрунзенскому району г. Минска № 1 (млн . рублей).
Виды плательщиков | начислено | поступило по начислениям | % уплаты начисленных сумм |
Государственные унитарные предприятия | 38 542 ,7133 | 39 342, 5155 | 102,1% |
Объединения (концерны, союзы) | 13, 6717 | 13 ,7631 | 100,7% |
Акционерные общества с долей гос. собственности | 23 251, 3720 | 22 765 ,1304 | 97,9% |
Учреждения | 1 462 ,7784 | 1 507, 8136 | 103,1% |
Государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия | 463, 3488 | 463 ,5743 | 100,0% |
Прочие плательщики государственного сектора экономики | 21 698 ,4802 | 21 855, 2454 | 100,7% |
Итого по государственному сектору экономики | 85 432, 3644 | 85 948, 0423 | 100,6% |
Банки | 1 035, 5299 | 1 022, 0637 | 98,7% |
Коммерческие организации с иностранными инвестициями | 16 332, 3097 | 13 450 ,8236 | 82,4% |
Иностранные юридические лица | 139 ,6791 | 138 ,0501 | 98,8% |
Другие коммерческие и некоммерческие организации | 158 966 ,8626 | 155 855, 5431 | 98,0% |
Общественные и религиозные организации (объединения), фонды | 366, 2055 | 456 ,3914 | 124,6% |
Итого по негосударственному сектору экономики | 204 556, 0695 | 193 418, 4303 | 94,6% |
Итого по организациям негосударственного сектора экономики | 176 842, 0045 | 170 922 ,8727 | 96,7% |
Итого по организациям | 262 274, 3689 | 256 870, 9150 | 97,9% |
Индивидуальные преприниматели | 26 148, 4382 | 21 034, 6258 | 80,4% |
Физические лица | 1 737, 6403 | 1 630, 3911 | 93,8% |
Итого по налогам | 290 160, 4474 | 279 535, 9319 | 96,3% |
Согласно таблице 3.9 сумма начисленных платежей (налогов) по плательщикам инспекции составила 290160,4 млн. руб. Уплата начисленных платежей обеспечена на 96,3 % , в том числе по организациям – 97,9 % . По организациям госсектора –процент уплаты начисленных сумм составил 100,6, по организациям негоссектора – 96,7 % .
Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .
Одной
из важнейших характеристик
Задолженность по платежам в бюджет на 01.01.2010 г. составила 15,8 млн. руб. (в местный бюджет – 9,2 млн. руб., в республиканский – 6,6 млн. руб.), и увеличилась на 3,8 млн. руб.(31,7%) по сравнению с отчетными данными на 01.01. 2009. Однако по сравнению с данными на 1 октября нам удалось добиться ее снижения на 75,3% (на 48,2 млн. руб.).
Вся сумма задолженности по платежам в бюджет образовалась по плательщикам негосударственного сектора экономики, а именно:
организации – 7,6 млн. руб.;
индивидуальные предприниматели - 8,2 млн. руб.
Удельный вес задолженности к годовому плану консолидированного бюджета составил 0,005 %. Таким образом, инспекцией обеспечена задача, состоящая в недопущении превышения уровня задолженности по платежам в бюджет от планируемых доходов более 1%.
Инспекцией принимались меры, предусмотренные законодательством, для обеспечения погашения задолженности по платежам в бюджет. В результате принудительного взыскания за январь-декабрь 2010 года в бюджет поступило 9470,4 млн. руб. или 2,66 % от суммы поступлений в консолидированный бюджет. Этот показатель на 3,85 процентного пункта ниже, чем за январь-декабрь 2008 года. Процент принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет от предъявленных сумм к взысканию составил 31,16 % и снизился по сравнению с январем-декабрем 2009 года на 8,21 процентного пункта. Задолженность индивидуальных предпринимателей приведена в Приложении Б.
Таким образом, на основании проведенного анализа налогообложения индивидуальных предпринимателей за 2010-2010 г. на основании данных ИМНС по Фрунзенскому району г. Минска можно сделать следующие выводы: по состоянию на 01.01.2010г. в инспекции МНС Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска № 1 состоит на налоговом учете 9552 индивидуальных предпринимателей, Из них плательщиков единого налога – 2291 человека. По сравнению с 2009 годом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 826 человек.
Увеличилось число индивидуальных предпринимателей, подлежащих ликвидации - на 41 человека;
Задание по увеличению поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей и физических лиц в размере не менее 6 % к уровню прошлого года выполнено. Поступления составили 26734,2 млн. руб., что к уровню прошлого года составляет 127,3 % . Прирост составил 5729,9 млн. руб.
Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .
В
итоге отечественная налоговая
система в 2011 году стала более
стабильной, либеральной и прагматичной.
Об этом свидетельствует не только
стабильная положительная динамика
налоговых поступлений
Рассмотрев все теоретические вопросы можно сделать некоторые выводы.
В настоящее время в связи с наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
В этом аспекте особую важность имеет совершенствование налогового законодательства. Необходима четкая регламентация действий, осуществляемых налоговиками в процессе налогового контроля, полномочий проверяющих и проверяемых сторон, а также перечня нарушений и определение мер ответственности за них. Считается, что данные проблемы должен решить Налоговый кодекс Республики Беларусь, общая часть которого в скором времени должна вступить в действие. Предполагается, что это будет единый документ, в котором будут кодифицированы все вопросы налогообложения, в том числе и процедуры налогового контроля. Но тем не менее шаги, предпринятые в этом направлении в настоящее время, вряд ли могут способствовать совершенствованию контрольной работы налоговиков. Например, в актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан и юридических лиц и содержаться исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможности расширительно толковать ее пределы. Однако в Кодексе сказано, что, кроме перечисленных в нем обязанностей, плательщики должны выполнять и другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства Республики Беларусь. Такая же ситуация и с правами налоговых органов. Помимо указанных непосредственно в кодексе прав, имеется положение, согласно которому "налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные законодательством". Вряд ли можно назвать достоинством Налогового кодекса то, что в нем вместо перечня налоговых правонарушений идет отсылка к специальному законодательству. Это означает, что в тех нормативных актах, на которые идет такая ссылка, законодатель имеет возможность бесконечно расширять перечень налоговых нарушений. Это только несколько примеров, указывающих на то, что в процессе осуществления мероприятий налогового контроля возможно возникновение споров и противоречий. Естественно, это не может позитивным образом отразиться на эффективности налогового контроля. Комментируя общую часть Налогового кодекса, специалисты подчеркивают, что в настоящее время создать единый систематизированный правовой акт, касающийся налогообложения, достаточно сложно, поэтому Кодекс в любом случае будет иметь определенные недостатки. И тем не менее одним из путей совершенствования налогового контроля можно назвать устранение таких моментов в законодательстве, толкование которых в процессе работы контролеров может вызвать споры.
В настоящее время уже
Эффективность
налогового контроля во много определяется
издержками на его проведение. Современная
система администрирования
Деятельность налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.
Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.
Подготовка специалистов для налоговых органов осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.
В структуру МНС входят главные управления, управления, отделы.
МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г.Минску, районам, городам (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам в городах (далее - инспекции МНС).
Основными задачами МНС являются: