В
другом аспекте рассматривается
обход налогов, когда предприниматель
не регистрирует свой бизнес в налоговых
органах. Используются при этом налоговые
«убежища», дробление сделок, оформление
мнимых или притворных сделок, применение
трансфертных цен между ассоциированными
предприятиями, выплаты неучтенной заработной
платы «в конвертах» и другие способы
ухода от налогов. По оценкам специалистов,
масштабы теневого, не облагаемого налогами
бизнеса, в странах переходной экономики
составляют в среднем от 20 до 40%. Подобного
рода налоговое мошенничество наказывается
не только посредством экономических
санкций, но и в уголовном порядке.
Отсутствие
у бухгалтера уверенности в правомерности
своих действий по уменьшению налоговых
платежей и опасения подвести коллектив
под экономические санкции обусловливают
самую распространенную в Беларуси
модель взаимоотношений с государственным
бюджетом — уплату
налогов без вариантов,
не учитываются также и методы планирования.
Следует заметить, что эта модель считается
самой непродуктивной.
Налогоплательщики
в развитых странах при достаточно
высоких ставках налогообложения, доходящих
до 20—25% валового дохода, за счет хорошо
организованного налогового планирования
платят в бюджет не более 10—15%.
2.
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В
соответствии с Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 31.10.2001
N 1592 (ред. от 18.02.2011) "Вопросы Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь"
[8]:
Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь
(далее - МНС) является республиканским
органом государственного управления:
- проводящим
государственную политику и осуществляющим
регулирование и управление в сфере налогообложения,
государственного контроля за производством
и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей
продукции, непищевого этилового спирта
(далее - алкогольная продукция) и табачных
изделий, оборотом табачного сырья, рекламой
алкогольных напитков и табачных изделий,
а также координирующим деятельность
в этой сфере других республиканских органов
государственного управления;
- реализующим
государственную политику в сфере игорного
бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование
деятельности в данной сфере, а также координирующим
деятельность республиканских органов
государственного управления, местных
исполнительных и распорядительных органов
в сфере игорного бизнеса.
В
структуру МНС входят главные
управления, управления, отделы.
В
целях реализации полномочий МНС
в административно-территориальных
единицах Республики Беларусь создаются
инспекции Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по областям и г. Минску,
районам, городам, районам в городах (далее
- инспекции МНС), являющиеся территориальными
органами МНС.
В
систему МНС входят инспекции
МНС, а также государственные
организации, подчиненные МНС, согласно
перечню, утверждаемому Советом Министров
Республики Беларусь.
МНС
является вышестоящим органом по
отношению к инспекциям МНС, а
также государственным организациям,
подчиненным МНС.
Основными
задачами МНС являются:
- осуществление
в пределах своей компетенции контроля
за соблюдением налогового законодательства,
законодательства о предпринимательстве,
лицензировании отдельных видов деятельности,
ремесленной деятельности, деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма,
декларировании физическими лицами доходов
и имущества, а также правильностью исчисления,
своевременностью и полнотой уплаты налогов,
сборов (пошлин) (далее - налоги), иных обязательных
платежей в случаях, установленных актами
Президента Республики Беларусь, пеней,
штрафов (далее - иные обязательные платежи)
в бюджет, в том числе в государственные
целевые бюджетные фонды (далее - бюджет);
- осуществление
контроля за соблюдением законодательства,
регулирующего производство и оборот
алкогольной продукции и табачных изделий,
оборот табачного сырья, рекламу алкогольных
напитков и табачных изделий;
- осуществление
контроля за соблюдением законодательства,
регулирующего деятельность в сфере игорного
бизнеса;
- учет причитающихся
к уплате и фактически уплаченных сумм
налогов, иных обязательных платежей в
бюджет;
- разработка
предложений об упрощении налоговой системы,
в том числе совершенствовании порядка
исчисления и уплаты налогов, упрощении
порядка налогового учета и налогового
контроля, и других предложений о совершенствовании
налогового законодательства, его унификации,
осуществляемой в рамках интеграционных
процессов Республики Беларусь и Российской
Федерации;
- осуществление
в пределах своей компетенции валютного
контроля;
- предупреждение,
выявление и пресечение нарушений законодательства
в пределах своей компетенции;
- разработка
(участие в разработке) международных
договоров Республики Беларусь по вопросам
налогообложения.
МНС
в соответствии с
возложенными на него
задачами выполняет
следующие функции:
- осуществляет
в соответствии с законодательством контроль
за:
- соблюдением
налогового законодательства, законодательства
о предпринимательстве, лицензировании
отдельных видов деятельности, ремесленной
деятельности, деятельности по оказанию
услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании
физическими лицами доходов и имущества,
а также правильностью исчисления, своевременностью
и полнотой уплаты иных обязательных платежей
в бюджет;
- соблюдением
установленного порядка приема наличных
денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг), использования кассовых
суммирующих аппаратов, специальных компьютерных
систем, билетопечатающих машин, таксометров,
расчетов между юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями в Республике Беларусь;
- соблюдением
законодательства, регулирующего деятельность
страховых организаций и иных организаций,
осуществляющих финансовые операции (за
исключением банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций);
- деятельностью
в сфере игорного бизнеса и соблюдением
законодательства при осуществлении этой
деятельности;
- соблюдением
установленного порядка предоставления
и использования безвозмездной (спонсорской)
помощи;
- соблюдением
установленного порядка использования
иностранной безвозмездной помощи, а также
имущества и средств, полученных от реализации
такой помощи;
- целевым использованием
денежных средств, в том числе в иностранной
валюте, товаров (имущества), работ и услуг,
предоставляемых в рамках проектов (программ)
международной технической помощи и освобождаемых
от обложения налогами и отчислениями,
взимаемыми в бюджет, а также в государственные
внебюджетные фонды;
- полнотой
и своевременностью поступления в доход
бюджета денежных средств от реализации
имущества, обращенного в доход государства,
а также имущества, взыскание на которое
обращено в счет исполнения налогового
обязательства, уплаты пеней;
- соблюдением
законодательства:
- регулирующего
производство и оборот алкогольной продукции
и табачных изделий, оборот табачного
сырья, рекламу алкогольных напитков и
табачных изделий;
- регулирующего
действия с простыми и (или) переводными
векселями;
- по вопросам
бухгалтерского и налогового учета, учета
предпринимательской деятельности, учета
доходов и расходов, применяемого при
упрощенной системе налогообложения;
- устанавливающего
особые режимы налогообложения;
- о маркировке
товаров контрольными (идентификационными)
знаками;
- о ведении
кассовых операций;
- об осуществлении
посреднической деятельности при продаже
товаров;
- об обращении
нефтяного жидкого топлива;
- осуществляет
валютный контроль (контроль за принятием
иностранной валюты в качестве платежного
средства, осуществлением валютно-обменных
операций, обязательной продажей иностранной
валюты);
- организует
деятельность инспекций МНС по вопросам
осуществления контроля в сферах, указанных
в подпунктах
5.1 и 5.2 настоящего пункта,
а также по:
- обеспечению
взыскания неуплаченных (не полностью
уплаченных) налогов, иных обязательных
платежей в бюджет;
- ведению Государственного
реестра плательщиков (иных обязанных
лиц), Государственного реестра юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих производство, хранение
(как вид предпринимательской деятельности)
табачных изделий, оптовую и розничную
торговлю ими, Государственного реестра
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих производство и оборот
алкогольной, непищевой спиртосодержащей
продукции и непищевого этилового спирта;
- регистрации
кассовых суммирующих аппаратов, специальных
компьютерных систем, билетопечатающих
машин и таксометров (за исключением кассовых
суммирующих аппаратов и специальных
компьютерных систем, используемых в своей
деятельности Национальным банком, банками),
применяемых для приема наличных денежных
средств при реализации товаров (работ,
услуг);
- обеспечению
учета изъятого, арестованного или выявленного
ими имущества, подлежащего обращению
в доход государства либо на которое обращается
взыскание в счет неисполненного налогового
обязательства, неуплаченных пеней, а
также осуществлению контроля за полнотой
и своевременностью поступления в доход
бюджета денежных средств, подлежащих
перечислению в бюджет за полученное для
иного использования имущество;
- обеспечению
ими возмещения организациям, индивидуальным
предпринимателям расходов по хранению
имущества, на которое обращено взыскание
в счет неисполненного налогового обязательства,
неуплаченных пеней, в том числе транспортных
расходов по доставке имущества к месту
хранения, и других расходов, связанных
с организацией его реализации и реализацией
или иным использованием, в том числе в
случае возврата такого имущества собственнику,
иных расходов в случаях, предусмотренных
законодательными актами;
- изучает и
анализирует складывающуюся ситуацию
на рынке алкогольной продукции и табачных
изделий, обобщает практику применения
законодательства, регулирующего производство
и оборот алкогольной продукции и табачных
изделий, вырабатывает предложения о совершенствовании
государственного регулирования и контроля
в сфере производства и оборота алкогольной
продукции и табачных изделий, координирует
деятельность других республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов по этим вопросам;
- ведет баланс
производства и оборота на внутреннем
рынке алкогольной продукции и табачных
изделий;
- изучает и
анализирует складывающуюся ситуацию
в сфере игорного бизнеса, обобщает практику
применения законодательства, регулирующего
деятельность в сфере игорного бизнеса,
вырабатывает предложения о совершенствовании
государственного регулирования и контроля
в сфере игорного бизнеса, координирует
деятельность других республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов по этим вопросам;
- осуществляет
в установленном порядке лицензирование
деятельности в сфере игорного бизнеса;
- согласовывает
правила организации и проведения азартных
игр, за исключением игр на игровых автоматах,
разрабатываемых и утверждаемых организаторами
азартных игр;
- формирует
и ведет реестр лицензий на осуществление
деятельности в сфере игорного бизнеса;
- проводит
разъяснительную работу по вопросам применения
налогового законодательства, законодательства
о предпринимательстве, декларировании
физическими лицами доходов и имущества,
издает нормативные правовые акты по вопросам,
отнесенным к его компетенции, разрабатывает
и утверждает формы налоговых деклараций
(расчетов), отчетов и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов,
иных обязательных платежей в бюджет,
а также отчетов инспекций МНС;
- рассматривает
в пределах своей компетенции в порядке,
установленном законодательством, обращения
(предложения, заявления, жалобы) граждан,
в том числе индивидуальных предпринимателей,
и юридических лиц (далее - обращения);
- по результатам
рассмотрения обращений, авторы которых
не удовлетворены результатами их рассмотрения
инспекциями МНС и государственными организациями,
подчиненными МНС, при наличии оснований
для положительного решения изложенных
в обращениях вопросов выдает указанным
инспекциям МНС и организациям обязательные
для исполнения предписания о надлежащем
решении этих вопросов;
- осуществляет
проверки соблюдения в инспекциях МНС
и государственных организациях, подчиненных
МНС, порядка рассмотрения обращений,
в случаях, предусмотренных законодательством,
организует выездные проверки работы
с обращениями;
- по каждому
случаю ненадлежащего рассмотрения инспекциями
МНС и государственными организациями,
подчиненными МНС, обращений направляет
их руководителям представления о привлечении
должностных лиц, допустивших нарушение
порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной
ответственности;
- проводит
анализ отчетных данных, результатов проверок,
осуществляемых налоговыми органами,
на основании которого разрабатывает
предложения о совершенствовании деятельности
инспекций МНС;
- осуществляет
в пределах своей компетенции подготовку
предложений об упрощении налоговой системы,
в том числе о совершенствовании порядка
исчисления и уплаты налогов, упрощении
порядка налогового учета и налогового
контроля и других предложений о совершенствовании
налогового законодательства, налоговой
политики, законодательства о предпринимательстве,
декларировании физическими лицами доходов
и имущества, об унификации налогового
законодательства, осуществляемой в рамках
интеграционных процессов Республики
Беларусь и Российской Федерации;
- разрабатывает
или участвует в разработке международных
договоров Республики Беларусь по вопросам
налогообложения;
- по вопросам,
отнесенным к его компетенции:
- заключает
в соответствии с законодательством международные
договоры межведомственного характера;
- осуществляет
согласно законодательству функции по
реализации международных договоров Республики
Беларусь;
- осуществляет
подготовку предложений и реализацию
планов по участию Республики Беларусь
в интеграционных процессах в рамках Союзного
государства, Евразийского экономического
сообщества, Содружества Независимых
Государств;
- взаимодействует
с налоговыми органами иностранных государств,
участвует в работе Внутриевропейской
организации налоговых администраций,
Координационного совета руководителей
налоговых служб стран - участников Содружества
Независимых Государств, Совета руководителей
налоговых служб государств - участников
Евразийского экономического сообщества,
иных международных организаций и межгосударственных
образований, создаваемых в целях координации
деятельности налоговых органов Республики
Беларусь и иностранных государств;
- осуществляет
в установленном законодательными актами
порядке лицензирование деятельности
в сфере игорного бизнеса;
- обеспечивает
подбор, расстановку, подготовку и переподготовку
кадров;
- осуществляет
мероприятия по созданию и внедрению информационных
систем, автоматизированных рабочих мест
и других средств автоматизации и компьютеризации
работы налоговых органов;
- планирует
и распределяет ассигнования на содержание
инспекций МНС, контролирует их использование;
- определяет
на основании актов законодательства
для государственных организаций, подчиненных
МНС, порядок управления государственным
имуществом;
- осуществляет
в установленном порядке ведомственный
контроль за деятельностью инспекций
МНС и государственных организаций, подчиненных
МНС, принимает меры по обеспечению эффективного
использования и сохранности закрепленного
за ними государственного имущества;
- заслушивает
отчеты руководителей инспекций МНС о
деятельности инспекций МНС, оказывает
методическую и практическую помощь в
ее организации, изучает и распространяет
положительный опыт работы;
- принимает
меры по обеспечению защиты сотрудников
налоговых органов при исполнении ими
служебных обязанностей;
- осуществляет
иные функции, предусмотренные законодательством.
МНС
имеет право:
- получать
от плательщика (иного обязанного лица)
необходимые для исчисления, уплаты и
взыскания налогов, иных обязательных
платежей в бюджет документы (их копии),
иную информацию, касающуюся деятельности
и имущества плательщика (иного обязанного
лица);
- получать
от других государственных органов, организаций
и физических лиц на безвозмездной основе
необходимые для выполнения возложенных
на налоговые органы обязанностей информацию
и документы, в том числе заключения соответствующих
специалистов, экспертов;
- получать
сведения из информационных систем, содержащих
персональные данные, и иметь доступ, в
том числе удаленный, к информационным
системам, содержащим такие данные, по
письменному запросу или на основании
соглашения о представлении персональных
данных, представлять государственным
органам и организациям указанные данные
в целях погашения задолженности по пеням,
административным взысканиям в соответствии
с законодательными актами;
взыскивать
в установленном порядке:
- неуплаченные
(не полностью уплаченные) суммы налогов,
иных обязательных платежей в бюджет;
- денежные
средства, полученные от реализации имущества,
обращенного в доход государства или взыскание
на которое обращено в счет неисполненного
налогового обязательства, неуплаченных
пеней, а также подлежащие перечислению
в бюджет за полученное для иного использования
имущество, не внесенные в установленные
сроки в доход республиканского и (или)
местных бюджетов, а также возмещаемые
в соответствии с законодательством юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями,
обратившимися с ходатайством о полном
или частичном освобождении от административного
взыскания, не внесенные в установленные
сроки в доход республиканского бюджета;
- возмещенные
расходы по хранению, в том числе транспортные
расходы по доставке имущества, на которое
обращено взыскание в счет неисполненного
налогового обязательства, неуплаченных
пеней, к месту хранения, и другие расходы,
связанные с организацией его реализации
и реализацией или иным использованием,
в том числе в случае возврата такого имущества
собственнику, иные расходы в случаях,
предусмотренных законодательными актами;
- проводить
мероприятия по выявлению имущества плательщика
(иного обязанного лица), а также его дебиторов
в порядке, установленном законодательными
актами;
- приостанавливать
в случаях, установленных законодательными
актами, операции плательщиков (иных обязанных
лиц) по их счетам в банках, небанковских
кредитно-финансовых организациях;
- вносить в
компетентные органы предложения о временном
ограничении права граждан на выезд из
Республики Беларусь;
- вносить представления
(предложения) о ликвидации организаций
и прекращении деятельности индивидуальных
предпринимателей, выносить лицензиату
требование (предписание) об устранении
выявленных нарушений и устанавливать
срок их устранения, вносить представление
в лицензирующий орган о приостановлении
действия специального разрешения (лицензии)
в случаях, установленных законодательными
актами;
- обращаться
в установленном законодательством порядке
в общие и хозяйственные суды с исками
(заявлениями);
- вызывать
в налоговые органы плательщиков (иных
обязанных лиц), их представителей, а также
других лиц, имеющих документы и (или) информацию
о деятельности плательщиков (иных обязанных
лиц), в отношении которых проводится проверка;
- в ходе проведения
проверки проверять у плательщиков (иных
обязанных лиц) и их представителей документы,
удостоверяющие личность, и (или) документы,
подтверждающие полномочия, в рамках вопросов,
подлежащих проверке, требовать и получать
от плательщиков (иных обязанных лиц),
если иное не предусмотрено законодательными
актами, необходимые для проверки документы
(их копии), в том числе в электронном виде,
иную информацию, касающуюся их деятельности
и имущества, проверять наличные деньги
в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги
и другое имущество, а также производить
в порядке, установленном законодательными
актами, личный досмотр плательщиков (иных
обязанных лиц) и их представителей, досмотр
находящихся при них вещей, документов,
ценностей и транспортных средств;
- доступа его
должностных лиц, проводящих проверку,
на территорию или в помещение плательщика
(иного обязанного лица) в порядке, установленном
законодательными актами;
- в ходе проведения
проверки требовать от представителей
плательщика (иного обязанного лица) проведения
инвентаризации имущества плательщика
(иного обязанного лица), проверять ее
результаты, а также опечатывать кассы,
помещения, места хранения документов
и (или) имущества плательщика (иного обязанного
лица);
- проводить
в порядке, определяемом Советом Министров
Республики Беларусь, контрольные
закупки товарно-материальных
ценностей, контрольные оформления заказов
на выполнение работ, оказание услуг для
проверки соблюдения законодательства,
в том числе установленного порядка приема
наличных денежных средств, порядка осуществления
валютных операций;
- при проведении
проверки использовать в порядке, установленном
Советом Министров Республики Беларусь,
технические средства, в том числе аппаратуру,
осуществляющую звуко- и видеозапись,
кино- и фотосъемку, ксерокопирование,
устройства для сканирования документов,
идентификаторы скрытых изображений,
для контроля за соблюдением законодательства,
сбора и фиксации доказательств, подтверждающих
факты правонарушений;
- на время
проведения внеплановой тематической
оперативной проверки приостанавливать
(на срок не более 2 суток) розничную торговлю
(оказание услуг, выполнение работ) плательщиков
(иных обязанных лиц) для снятия остатков
товара и проверки соблюдения порядка
приема наличных денежных средств и осуществления
валютных операций, порядка использования
кассовых суммирующих аппаратов, специальных
компьютерных систем, билетопечатающих
машин, таксометров;
- изымать при
проведении проверки (за исключением камеральной)
в порядке, установленном законодательными
актами, подлинники документов плательщика
(иного обязанного лица) либо требовать
представления выписок из них или копий;
- изымать при
проведении проверки (за исключением камеральной)
в случаях и порядке, установленных законодательством,
на срок, не превышающий срок проведения
проверки, для направления на техническое
освидетельствование кассовые суммирующие
аппараты, специальные компьютерные системы,
билетопечатающие машины, таксометры;
- в случаях
и порядке, предусмотренных законодательными
актами, производить арест и (или) изъятие
вещей и товарно-материальных ценностей
плательщика (иного обязанного лица), которые
являются предметами нарушения налогового
и иного законодательства, а также орудиями
и средствами совершения нарушения законодательства;
- в целях налогового
контроля в порядке, определяемом законодательством,
создавать налоговые посты, обеспечивая
нахождение должностных лиц налоговых
органов на территории и (или) в помещениях
плательщика (иного обязанного лица);
- осуществлять
деятельность по технической защите информации,
в том числе криптографическими методами,
включая применение электронной цифровой
подписи, в части удостоверения формы
внешнего представления электронного
документа на бумажном носителе, представляемого
в налоговый орган либо налоговым органом,
а также в части оказания услуг по распространению
открытых ключей проверки подписи;
- разрабатывать
проекты постановлений и принимать на
основании и во исполнение нормативных
правовых актов большей юридической силы
постановления, регулирующие общественные
отношения в сфере исполнительно-распорядительной
деятельности, согласно приложению
2;
- отменять
несоответствующие законодательству
решения инспекций МНС;
- принимать
в соответствии с законодательством решения
о создании инспекций МНС в количестве
согласно приложению
1 к настоящему
Положению, а также реорганизовывать и
ликвидировать их;
- принимать
в соответствии с законодательством решения
о создании (реорганизации, ликвидации)
государственных организаций, подчиненных
МНС;
- осуществлять
в установленном порядке управление имуществом,
переданным ему в оперативное управление;
- осуществлять
иные полномочия в соответствии с законодательством
[8].
МНС
возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики
Беларусь.
Министр
имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых
от должности Советом Министров Республики
Беларусь по согласованию с Президентом
Республики Беларусь.
Министр
по налогам и сборам в настоящее
время: Полуян Владимир Николаевич.
В
обязанности Министра по налогам
и сборам входит:
- Руководство
деятельностью государственных налоговых
органов Республики Беларусь.
- Вопросы межгосударственных
отношений в области налоговой политики,
взаимодействия с Национальным собранием
Республики Беларусь, Администрацией
Президента Республики Беларусь, Советом
Министров Республики Беларусь, Комитетом
государственного контроля, правоохранительными
органами, другими республиканскими органами
государственного управления, общее руководство
идеологической работой.
- Вопросы кадровой
политики, финансирования налоговых органов,
исполнительской дисциплины, приема и
увольнения работников центрального аппарата
и начальников инспекций МНС, организации
информационно-разъяснительной работы
в системе налоговых органов, обеспечения
режима секретности, реализации мероприятий
по сохранению государственных секретов.
Для коллективного
обсуждения наиболее важных вопросов,
выработки решений по ним в
МНС образуется коллегия в составе
Министра (председатель коллегии), заместителей
Министра, входящих в нее по должности,
а также руководителей структурных
подразделений центрального аппарата
МНС, представителей общественных объединений
МНС и других работников налоговых органов.
Численность
и персональный состав коллегии утверждаются
Советом Министров Республики Беларусь.
Решения
коллегии обязательны для исполнения
всеми инспекциями МНС, их структурными
подразделениями и проводятся в жизнь
постановлениями МНС либо приказами Министра.
При этом нормативные правовые акты МНС,
касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан или носящие межведомственный
характер, принимаются МНС коллегиально
в форме постановлений, которые подписываются
Министром.
В
случае разногласий между Министром
и членами коллегии, возникших
при принятии решений, Министр проводит
в жизнь свои решения, докладывая
о них Совету Министров Республики
Беларусь, а члены коллегии могут сообщить
свое мнение в Совет Министров Республики
Беларусь.