Налоговое право, его источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

В последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права
1.1 Понятие налогового права
1.2 Предмет налогового права
1.3 Метод налогового права
Глава 2. Источники налогового права
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

       Акты  Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, установленный  в самом нормативном акте и  подлежат официальному опубликованию  в «Российской газете» и «Собрании  законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.

       Основной  формой нормотворчества федеральных  органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

       Согласно  п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

       Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и  надзору в области налогов  и сборов и в области таможенного  дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные  правовые акты по вопросам налогов  и сборов№.

       Нормативные акты Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и  др., в отличие от нормативных  актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых  отношений, а лишь для подразделений  органов, их издавших. Поскольку указанные  акты определяют деятельность налоговых  и других органов, осуществляемую в  отношении налогоплательщиков и  других обязанных лиц, ст. 137--138 НК РФ предусматривают возможность судебного обжалования налогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов налоговых органов.

       Органы  государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  также принимают нормативные  правовые акты в сфере финансов.

       Помимо  нормативных актов, существуют акты толкования правак которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях

       Конституционного  Суда РФ, которые являются источниками  права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.

       № Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, является Федеральная налоговая  служба РФ. См.: СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.

       Однако  их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические  нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют  Конституции РФ.

       Кроме правовых, в правоприменительной  практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются  в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному  налоговому делу.

       Особое  место в регулировании налоговых  отношений отводится нормам, которые  устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято  именовать международным налоговым  правом.5

       В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников правоотношений, но и теоретические положения  налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что  взаимосвязанная совокупность нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.

       Понятие «налоговое законодательство» трактуется неоднозначно. В законодательных  актах о налогообложении можно  встретить формулировки «законодательство  о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области  налогообложения» и другие. Правоприменительная  практика выявила проблему конкуренции  различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так  или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении  сферы, регулируемые гражданским и  налоговым законодательством. Регулирование  налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы  в целом, чревато нарушениями  прав и законных интересов граждан  и предприятий.

       В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют:

       - законодательство РФ о налогах  и сборахкоторое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

       - законодательство субъектов РФ  о налогах и сборахкоторое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

       - нормативные правовые акты органов  местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.

       Таким образом, в массив законодательства о налогах и сборах не входят акты Президента РФ, Правительства РФ (Федеральной  налоговой службы), иных органов  исполнительной власти.

       На  практике это исключает применение налоговой санкции -- штрафа за нарушение  требований подзаконных нормативных  правовых актов.

       Следует отметить, что налоговое право  не является самодостаточным, изолированным  правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция  страны определяет основной налоговый  правопорядок. Взаимодействует налоговое  право и с административным правом, а также комплексными отраслями  права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными  подотраслями и институтами финансового  права.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Налоги  являются основным источником доходов  государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие в связи  с установлением, введением в  действие и взиманием налогов, а  также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах регулируются нормами  финансового права, которые в  своей совокупности формируют налоговое  право.

       По  вопросу о месте налогового права  в системе права в юридической  науке сегодня не существует единого  мнения. Можно выделить следующие  основные концепции места налогового права в системе права:

       - налоговое право является частью  бюджетного права как крупного  раздела финансового права;

       - налоговое право является самостоятельным  институтом финансового права;

       - налоговое право является комплексным  институтом, состоящим из норм  конституционного, финансового, административного  и финансового права;

       - налоговое право является самостоятельной  отраслью права.

       Налоговые органы -- обязательный участник отношений  и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности  за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют  суд и правоохранительные органы.

       Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в  форме правоотношения», поскольку  обязанность уплачивать налоги устанавливается  только законодательно. 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2003.
  2. Налоговое право: Учебник / Под ред. Грачёвой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М., 2005.
  3. Налоговый Кодекс РФ.
  4. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.
  5. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. М., 2009.

Информация о работе Налоговое право, его источники