Налоговое право, его источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

В последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права
1.1 Понятие налогового права
1.2 Предмет налогового права
1.3 Метод налогового права
Глава 2. Источники налогового права
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

       Введение

      В последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

      Налоговое право России является наиболее "живой", нестабильной, динамично развивающейся  отраслью. Вместе с тем ему до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс  реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты. Специфика  кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный  характер и продолжается в настоящее  время (хотя и близка к своему завершению). В этой связи особую актуальность приобретает проблема дальнейшего  совершенствования налогового законодательства. Для повышения эффективности  налоговых реформ представляется необходимым  использовать международный опыт налогового регулирования, включая решения  зарубежных и международных судов  по налоговым спорам, активнее привлекать к законотворческой работе специалистов в области налогово-правовой науки  и практики. 
 

       Глава 1. Понятие, предмет  и метод налогового права

       1.1 Понятие налогового  права

       Управление  налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования  налоговых отношений, при этом поведение  участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы  и сфера действия которых четко  определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь  согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

       Как и любая другая норма права, норма  налогового права представляет собой  установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Особенности  нормы налогового права обусловлены  целевой направленностью, которая  определяется предметом правового  регулирования.

       Налоговая правовая норма состоит из следующих  элементов:

       - гипотеза -- указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;

       - диспозиция -- определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

       - санкция -- указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

       Теория  права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет  и метод правового регулирования.1 

       1.2 Предмет налогового  права

       Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли  права, таким образом, является специфика  объективно существующих (не зависящих  от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено  их целенаправленностью, содержанием  и формой.

       Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

       К предмету налогового права относятся:

       - закрепление структуры налоговой  системы;

       - распределение компетенции в  данной области между Федерацией  и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов;

       - регулирование на основе этих  исходных норм отношений, возникающих  в процессе установления и  взимания налогов и сборов  с организаций и физических  лиц в бюджетную сферу или  в государственные внебюджетные  фонды;

       - осуществление налогового контроля;

       - применение мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

       - обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

       Отношения, подлежащие урегулированию нормами  налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в  предмет финансового права, регулирующего  общественные отношения, возникающие  в процессе формирования, распределения  и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления  задач и функций государства  и муниципальных образований.2

       1.3 Метод налогового  права

       Вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового  регулирования. С его помощью  осуществляется взаимосвязь прав и  обязанностей между участниками  урегулированных отраслью правоотношений.

       Правовые  отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов  и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации, а  также, отношения, возникающие в  процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

       Таким образом, в основе метода налогового права лежит метод предписаний  властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих  выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектов  налогового правоотношения вляется  несвободной: публичный орган действует  строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязана точно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица, действующего в пределах своей  компетенции. Отличие налогов от других форм экономического регулирования  заключается в том, что их утверждение  не оставляет за налоговой администрацией никакой дискреционной власти№. № Дискреция (от лат. discrete) -- решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению.

       Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов  формируется метод налогового права.

       Различное сочетание способов, приемов правового  воздействия на общественные налоговые  отношения определяет его собый  юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.

       Анализ  предмета и метода налогового права  позволяет классифицировать его  как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.

       Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

       - установления и взимания налогов  и сборов с организаций и  физических лиц в бюджетную  сферу или в государственные  внебюджетные фонды;

       - осуществления налогового контроля;

       - применения мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

       - обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.3 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2.  Источники налогового права

       Источник  права - это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие видыправовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.

       Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового  права определяется принципом федерализма  и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

       Источниками налогового права являются нормативные  правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное  финансовое право допускает существование  налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания  двойного налогообложения, они имеют  межгосударственный характер. Внутригосударственные  налоговые договоры заключаются  и в случаях, если предприятия  принимают на себя обязательства  по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и  в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего  порядок действия такой системы  налогового стимулирования.

       Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

       Закон -- это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным  органом государства либо населением на референдуме.

       Конституция РФ является основным законом. Федеральные  законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции РФ и  не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты  в НК РФ, законах о налогах, а  также в иных законах и подзаконных  актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

       Конституционные принципы составляют основу разграничения  полномочий в налоговой сфере.

       Налоговое законодательство -- это система  нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход  и цели налогового производства, ответственность  сторон за налоговые правонарушения.

       Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают  межгосударственные договоры, принимаемые  для избежания двойного налогообложения.4

       К другим источникам налогового права  относятся акты исполнительных органовуказы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты -- правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.

Информация о работе Налоговое право, его источники