Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:13, курсовая работа
Исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц. Социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России. Изучение налога на доходы физических лиц: изменение принципов и механизма взимания в условиях рыночной экономике.
Введение. 3
1. История возникновения налога на доходы физических лиц 4
2. Налог на доходы физических лиц 6
2.1. Плательщики НДФЛ 6
2.2. Объект налогообложения 8
2.3. Налоговая база 12
2.4. Налоговые ставки 15
2.5. Налоговые вычеты 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение. 3
1. История возникновения налога на доходы физических лиц 4
2. Налог на доходы физических лиц 6
2.1. Плательщики НДФЛ 6
2.2. Объект налогообложения 8
2.3. Налоговая база 12
2.4. Налоговые ставки 15
2.5. Налоговые вычеты 17
Заключение 20
Список
использованной литературы 21
Эту
реформу давно ждали в
невозможна без взаимного согласия парламента, Правительства, субъектов
Российской Федерации,
бизнеса и широких слоев
Основные направления реформы - это снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, рационализация остающихся налогов, улучшение налогового администрирования и в конечном итоге - создание стабильной, понятной и предсказуемой налоговой системы, привлекательной для инвестиций и способствующей экономическому росту. Наиболее важные меры, которые
предусматриваются в рамках реформы, состоят в отмене оборотных налогов,
исправлении многочисленных деформаций в налоге на прибыль и в некоторых других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную плату.
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.
Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России.
Целью данной работы является изучение налога на доходы физических лиц: изменение принципов и механизма взимания в условиях рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
-изучить историю
и принципы подоходного
- охарактеризовать
порядок взимания налога на
доходы физических лиц в
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно "молод". Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения1. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих".
Острая потребность
государства в дополнительных средствах,
вызванная ростом задолженности, военными
и другими расходами, перестала
покрываться реальными
Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода - эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.
Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г. г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т. ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.
Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.
Глава 23 Налогового кодекса РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц2. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.
Основными чертами новой системы налогообложения являются:
отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;
значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;
внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц:
Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода признаются3:
а) получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;
б) временно пребывающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.
Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:
Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что течение срока, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало.
Следовательно, фактическое нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.
Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.
Перечни
доходов, относимые к доходам
от источников в Российской Федерации
и за ее пределами, приведены в
статье 208 НК РФ (таблица 1).
Таблица
1. Доходы от источников в Российской
Федерации и доходы от источников
за пределами Российской Федерации
Доходы от российских источников | Доходы от иностранных источников |
|
|