все это входит
в понятие межбюджетного трасферта
закрепление доходов
за федеральным бюджетом, бюджетом
Классификация
доходов бюджета в зависимости
от формы:
налоговые доходы
неналоговые доходы
(доходы от использования гос муниципального
имущества от его продажи, от платных
услуг, кот оказывают гос и
муниципальные органы и средства,
получаемые в рамках гражданско правовой
административной ответственности
штрафы)
безвозмедные
поступления (дотации, субсидии, субвенции,
безвозмездные постуления от фищ
и юр лиц, международных организаций,
правительств иностранных гос-в, в
тч добровольное пожертвование)
Понятие бюджетного
процесса:
Деятельность
гос-ва (муницмпального образования) от
начала составления бюджета до утверждения
отчето о его исполнении – БЮДЖЕТНЫЙ
ЦИКЛ
На практике
бюджетные цикл составляет 3.5 лет
Бюджетный процесс
– регламентированная нормами права
деятельность гос-ва т муниципальных
образований по составлению, рассмотрению,
утверждению, исполенению бюджета
и гом внебюджетных фондов, а также
по составлению, рассмотрению и
утверждению отчета об их исполнении
Бюджетный год
– 1 января – 31 декабря
Принцпы бюджетного
процесса:
Принцип последоватеьности
вступления в бюджетную деятельность
органов предсиавительной власти
Принцип ежегодности
публичности
специиализации
стадии бюджетного
процесса:
- составление
проекта бюджета
- рассмотрение
и утверждение бюджета
- исполнение
бюджета
- составлене
и устверждение очета об исполнении бюджета
(готовит правительство)
проект бюджета
уходит через правительство в
гос думу, совет федерации и
президенты ОДНОМОМЕНТНО. Гос дума
передает
закон о бюджете
применяется в трех чтениях:
федеральный бюджет
желательно должен быть принят до начала
бюджетного периода. Если не принят вовремя,
то страна будет жить по староу бюджету,
учитывая, что страна может тратить
не более 1/12 от суммы предыдущего
бюджета в месяц
до марта года,
предшествующее очередному – бюджетное
послание президента РФ направляется
федеральному собранию РФ
проект бюджета
направляется в гос думу не позднее
1 ноября
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ПОНЯТИЕ И ОТОСИТЕЬНАЯ
ОБОСОБЛЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ФИНАНСОВО – ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
Налоговый механизм
– совокупность организационно –
правовых форм и методов управления
налогообложения
Налоговый механизм
отображается через налоговое законодательство.
Налоговое право
– подотрасль финансового права,
нормы которого регулируются императивным
и диспозитивным методами, совокупность
однородных имущественных и свзанных
с ними неимущественных общественных
отношений, складывающихся между государством,
налогоплательщиками и иными
лицами по поводу установления, введения
и взимания налогов в доход
государства (муниципального образования),
осуществление налогового контроля
и привлечение к ответственности
за совергение налогового правонарушения.
Принципы:
- законности
(деятельность регулируется только нормами
права)
- гласности
(налогоплательщик должен заранее узнать,
какой налог он должен заплатить – за
месяц)
- федерализма
- плановость
предмет налогового
права – совокупность однородных
исущественных и связанных с
ними неимущественных общественных
отношений....
специфические
принципы:
- обязанность
каждого лица платить законно
установленные налоги и сборы
- недопустимость
дискриминационного характера налогообложения,
установления дифференцированных ставок
налогов и сборов в зависимости от формы
собственности, гражданства или места
происхождения капитала
- недопустимость
произвольных налогов и сборов, неимующих
экономического оснований и препятствующих
реализации гражданам своих конституцинных
прав
- недопустимость
установления налогово и сборов, нарушающих
единое экономическое пространство РФ
- приоритетность
НК РФ в установлении, изменении и отмене
налогов и сборов всех уровней
- толкование
всех неустранимых сомнений, неясностей
и противоречий в актах законодатесльтва
о налоговых и сборах должно быть в пользу
налогоплательщиков и плательщиков сборов
- необходимость
формулирования законодательства таким
образом, чтобы каждый точно знал какие
налоги (сборы), когда и в каком размере
он должен платить, четкого определения
всех элементов налогообложения
Источники налогового
права – это внешние конкретные
формы его выражения, те правовые
акты представительных и исполнительных
органов гос власти и органов
местного самоуправления,
Метод регулирования
– императивный (власти и подчинения)
Система источников
налогового права:
Источники, имеющие
внутригосударственную природу
Международно
– правовые источники (многосторонние
договоры)
1. Законы:
Конституция, закон
НДФЛ, налоговый кодекс
2. Подзаконные
акты (не должны противоречить
законам):
Приказы налоговой
службы
- Судебные
акты, практика судебная, обычаи, международные
правовые источники
Система налогового
законодательства
- законодательство
РФ о налогах и сборах, которое состоит
из НК РФ и принятых в соответствии с ним
федеральных законов.
- законодательство
субъектов РФ, которое состоит из законов
и иных нормативно – правовых актах о
налогах и сборах, принятых законодательными
(представительныи) органами субъектов
РФ
- нормативно
– правовые акт о налогах и сборах, принятиые
представительными органами местного
самоуправления
для подзаконных
актов обязательно:
- регистрация
в мин юсте (возникает нормативный характер
его непосредственного регулирования)
законы, устанавливающие
новые налоги, либо ухудшающие состояние
налогоплательщиков, обратой сили не
имеют
закон о налогах
и сборов будет иметь обратную
силу:
- улучшающие
законы, которые устраняют либо смягчают
ответственность, устанавливают доп гарантии
и права налогоплательщиков, отменяют
налоги и сборы
- обратная
сила должна быть прямо прописана в законе
Как вступают в
силу акты о налогах и сборах,
условия:
- не ранее
чем по истечению 1 месяца со дня официальногоопубликование
– вступает в силу
- не ранее
1го числа очередного налогового периода
по соответствующему налогу
налог будет
считать установленным если: ст 17
налогового кодекса – налг считается
установленным только если определены:
налогоплательщики
объект налогообложения
налоговая база
налоговый период
налоговая ставка
порядок исчисления
налога
порядок и сроки
уплаты налога
Вопрос 4 ПОНЯТИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОГО
БРЕМЕНИ
система налогов
– это совокупность отдельных
налогов, обладающих организационно –
правовым и экономическим единстовм
(федеральные, региональные и местные
налоги).
налоговая система
– совокупность установленных в
гос-ве существующих условий налогообложения,
которыми являются:
- принципы
налогообложения
- порядок установления
и введения налогов
- система налогов
- порядок распределения
налоговых поступлений между бюджетами
различных уровней
- права и обязанности
участников налоговых отношений
- формы и методы
налогового контроля
- ответственность
участников налоговых отношений
- способы защиты
прав и интересов участников налоговых
отношений
НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
– отношение общей суммы налогов
и сборов к совокупному национальному
продукту
- ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ,
ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ. ВИДЫ НАЛОГОВ.
ЮРИДИЧЕСКИЙ СОТСА НАЛОГА
Виды налогов:
- прямые (личные
и реальные) и косвенные
- раскладочные
(применяются редко) и количественные
(НДФЛ)
- закрепленные
(таможенные пошлины) и регулирующие (НДС,
налог на прибыль)
- общие и целевые
- регулярные
(взимаются с определенное пероидичностью
во время всего времени владения имуществом,
занятие како-либо дейтельностью – НДС,
акциз, НДФЛ, земельный налог) и разовые
(уплата связывается с конкретными событиями,
например таможенная пошлина)
- налоги, уплаченные
юр лицами (на прибыль, на игорный бизнес),
налоги, уплачиваемые физ лицами, мешанные
налоги (транспотный, земельный)
- Федеральные
(устанавиливаются гос думой, обязательны
к уплате на территори всей РФ, они являются
регулирующими. Ст 13 НК, НДС, НДФЛ, налог
на прибыль, акцизы, налог на обычу полезных
испокаемых, водный налог, сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование
водных – биологических ресурсов и гос
пошлина), региональные и местные
Существенные
элементы юридического состава налога:
- налогоплательщтк
(субъект налога)
- объект налога
(имущество, прибыль, доход, стоимость
реализованных товаров, работ, услуг, иное
экономическое основание)
- предмет налога
- масштаб налога
(физическая характеристика, параметр
измерения предмета)
- метод учета
налоговой базы (кассовый и накопительный)
- налоговая
база (количественное выражение предмета
налогообложения)
- налоговый
период (срок, в течении которого завершается
процесс формирования налоговй базы, окончательно
определяется размер налоового обязательства)
- единица налогообложения
(единица масштаба налогообложения, котора
используется для количественного выражения
налогой базы)
- налоговая
ставка (размер налога на единицы налогообложения),
регресивная (чем больше доход, тем меньше
налог – гос пошлина на имущественны риски),
прогресивная. 4 основных метода
- порядок исчисления
- отчетный
период (срок подведения итогов, составления
отчетности и предоставления ее в налоговый
орган)
- сроки уплаты
налога
- способ и
порядок уплаты
Факультативные
элементы юридического состава налога:
- порядок удержания
и возврата неправильно удержанных сумм
налога
- ответственность
за налоговые правонарушения
- налоговые
льготы (преимущества, предоставленные
отдельным критериям налогоплательщков
и плательщиков сборов по сравнению с
другими, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере)
- изъятия (выведение
из под налогообложения отдеьных предметов
(объектов) налогообложения)
- скидки (сокращения
налоговой базы)
- освобождения
(уменьшения налоговой базы, сокращения
налогового обязателсьва: отсрочка, рассрочка
платежа, инвестицинный налоговы кредит)
Налоговый контроль
является составной частью финансового
контроля и одним из виов государственного
контроля
Налоговым котролем
признается деятлеьность уполномоченных
органов (органы полиции, гос внебюджетных
фондов, налоговые органы) по контролю
за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах
в порядке, установленном Налоговым Кодексом
(п 1 ст 82 НК РФ)