Лекция по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по "Финансовому праву"

Работа содержит 1 файл

Финансовое право1.docx

— 111.17 Кб (Скачать)

все это входит в понятие межбюджетного трасферта 

закрепление доходов  за федеральным бюджетом, бюджетом

Классификация доходов бюджета в зависимости  от формы:

налоговые доходы

неналоговые доходы (доходы от использования гос муниципального имущества от его продажи, от платных  услуг, кот оказывают гос и  муниципальные органы и средства, получаемые в рамках гражданско правовой административной ответственности  штрафы)

безвозмедные  поступления (дотации, субсидии, субвенции, безвозмездные постуления от фищ  и юр лиц, международных организаций, правительств иностранных гос-в, в  тч добровольное пожертвование) 

Понятие бюджетного процесса:

Деятельность  гос-ва (муницмпального образования) от начала составления бюджета до утверждения  отчето о его исполнении – БЮДЖЕТНЫЙ  ЦИКЛ

 На практике  бюджетные цикл составляет 3.5 лет

Бюджетный процесс  – регламентированная нормами права  деятельность гос-ва т муниципальных  образований по составлению, рассмотрению, утверждению, исполенению бюджета  и гом внебюджетных фондов, а также  по составлению, рассмотрению  и  утверждению отчета об их исполнении 

Бюджетный год  – 1 января – 31 декабря 

Принцпы бюджетного процесса:

Принцип последоватеьности  вступления в бюджетную деятельность органов предсиавительной власти

Принцип ежегодности

публичности

специиализации 

стадии бюджетного процесса:

  1. составление проекта бюджета
  2. рассмотрение и утверждение бюджета
  3. исполнение бюджета
  4. составлене и устверждение очета об исполнении бюджета (готовит правительство)
 

проект бюджета  уходит через правительство в  гос думу, совет федерации и  президенты ОДНОМОМЕНТНО. Гос дума передает

закон о бюджете  применяется в трех чтениях: 

федеральный бюджет желательно должен быть принят до начала бюджетного периода. Если не принят вовремя, то страна будет жить по староу бюджету, учитывая, что страна может тратить  не более 1/12 от суммы предыдущего  бюджета в месяц

до марта года, предшествующее очередному – бюджетное  послание президента РФ направляется федеральному собранию РФ

проект бюджета  направляется в гос думу не позднее 1 ноября 
 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ПОНЯТИЕ И ОТОСИТЕЬНАЯ  ОБОСОБЛЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ФИНАНСОВО – ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ 

Налоговый механизм – совокупность организационно –  правовых форм и методов управления налогообложения

Налоговый механизм отображается через налоговое законодательство.

Налоговое право  – подотрасль финансового права, нормы которого регулируются императивным и диспозитивным методами, совокупность однородных имущественных и свзанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными  лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход  государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности  за совергение налогового правонарушения. 

Принципы:

  • законности (деятельность регулируется только нормами права)
  • гласности (налогоплательщик должен заранее узнать, какой налог он должен заплатить – за месяц)
  • федерализма
  • плановость
 

предмет налогового права – совокупность однородных исущественных и связанных с  ними неимущественных общественных отношений.... 

специфические принципы: 

  1. обязанность каждого лица платить законно  установленные налоги и сборы
  2. недопустимость дискриминационного характера налогообложения, установления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала
  3. недопустимость произвольных налогов и сборов, неимующих экономического оснований и препятствующих реализации гражданам своих конституцинных прав
  4. недопустимость установления налогово и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ
  5. приоритетность НК РФ в установлении, изменении и отмене налогов и сборов всех уровней
  6. толкование всех неустранимых сомнений, неясностей и противоречий в актах законодатесльтва о налоговых и сборах должно быть в пользу налогоплательщиков и плательщиков сборов
  7. необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить, четкого определения всех элементов налогообложения

Источники налогового права – это внешние конкретные формы его выражения, те правовые акты представительных и исполнительных органов гос власти и органов  местного самоуправления,  

Метод регулирования  – императивный (власти и подчинения) 

Система источников налогового права:

Источники, имеющие  внутригосударственную природу

Международно  – правовые источники (многосторонние договоры) 
 

1. Законы:

Конституция, закон  НДФЛ, налоговый кодекс

2. Подзаконные  акты (не должны противоречить  законам):

Приказы налоговой  службы

  1. Судебные акты, практика судебная, обычаи, международные правовые источники
 

Система налогового законодательства

  1. законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
  2. законодательство субъектов РФ, которое состоит из законов и иных нормативно – правовых актах о налогах и сборах, принятых законодательными (представительныи) органами субъектов РФ
  3. нормативно – правовые акт о налогах и сборах, принятиые представительными органами местного самоуправления
 

для подзаконных  актов обязательно:

  • регистрация в мин юсте (возникает нормативный характер его непосредственного регулирования)

законы, устанавливающие  новые налоги, либо ухудшающие состояние  налогоплательщиков, обратой сили не имеют 

закон о налогах  и сборов будет иметь обратную силу:

  • улучшающие законы, которые устраняют либо смягчают ответственность, устанавливают доп гарантии и права налогоплательщиков, отменяют налоги и сборы
  • обратная сила должна быть прямо прописана в законе
 

Как вступают в  силу акты о налогах и сборах, условия:

  1. не ранее чем по истечению 1 месяца со дня официальногоопубликование – вступает в силу
  2. не ранее 1го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

налог будет  считать установленным если: ст 17 налогового кодекса – налг считается  установленным только если определены:

налогоплательщики

объект налогообложения

налоговая база

налоговый период

налоговая ставка

порядок исчисления налога

порядок и сроки  уплаты налога 

Вопрос 4 ПОНЯТИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

система налогов  – это совокупность отдельных  налогов, обладающих организационно –  правовым и экономическим единстовм (федеральные, региональные и местные  налоги).

налоговая система  – совокупность установленных в  гос-ве существующих условий налогообложения, которыми являются:

  • принципы налогообложения
  • порядок установления и введения налогов
  • система налогов
  • порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней
  • права и обязанности участников налоговых отношений
  • формы и методы налогового контроля
  • ответственность участников налоговых отношений
  • способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений
 

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ  – отношение общей суммы налогов  и сборов к совокупному национальному  продукту 

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ. ВИДЫ НАЛОГОВ. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОТСА НАЛОГА
 

Виды налогов:

  • прямые (личные и реальные) и косвенные
  • раскладочные (применяются редко)  и количественные (НДФЛ)
  • закрепленные  (таможенные пошлины) и регулирующие (НДС, налог на прибыль)
  • общие и целевые
  • регулярные (взимаются с определенное пероидичностью во время всего времени владения имуществом, занятие како-либо дейтельностью – НДС, акциз, НДФЛ, земельный налог) и разовые (уплата связывается с конкретными событиями, например таможенная пошлина)
  • налоги, уплаченные юр лицами (на прибыль, на игорный бизнес), налоги, уплачиваемые физ лицами, мешанные налоги (транспотный, земельный)
  • Федеральные (устанавиливаются гос думой, обязательны к уплате на территори всей РФ, они являются регулирующими. Ст 13 НК, НДС, НДФЛ, налог на прибыль, акцизы, налог на обычу полезных испокаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных – биологических ресурсов и гос пошлина), региональные и местные

Существенные  элементы юридического состава налога:

  • налогоплательщтк (субъект налога)
  • объект налога (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг, иное экономическое основание)
  • предмет налога
  • масштаб налога (физическая характеристика, параметр измерения предмета)
  • метод учета налоговой базы (кассовый и накопительный)
  • налоговая база (количественное выражение предмета налогообложения)
  • налоговый период (срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговй базы, окончательно определяется размер налоового обязательства)
  • единица налогообложения (единица масштаба налогообложения, котора используется для количественного выражения налогой базы)
  • налоговая ставка (размер налога на единицы налогообложения), регресивная (чем больше доход, тем меньше налог – гос пошлина на имущественны риски), прогресивная. 4 основных метода
  • порядок исчисления
  • отчетный период (срок подведения итогов, составления отчетности и предоставления ее в налоговый орган)
  • сроки уплаты налога
  • способ и порядок уплаты

Факультативные  элементы юридического состава налога:

  • порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога
  • ответственность за налоговые правонарушения
  • налоговые льготы (преимущества, предоставленные отдельным критериям налогоплательщков и плательщиков сборов по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере)

    3 группы налоговых  льгот:

  • изъятия (выведение из под налогообложения отдеьных предметов (объектов) налогообложения)
  • скидки (сокращения налоговой базы)
  • освобождения (уменьшения налоговой базы, сокращения налогового обязателсьва: отсрочка, рассрочка платежа, инвестицинный налоговы кредит)
 

Налоговый контроль является составной частью финансового  контроля и одним из виов государственного контроля

Налоговым котролем признается деятлеьность уполномоченных органов (органы полиции, гос внебюджетных фондов, налоговые органы) по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом (п 1 ст 82 НК РФ)

Информация о работе Лекция по "Финансовому праву"