Контрольная работа по "Финансовому праву Украины"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Выпуск государственных ценных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в Украине с 1996 г. 30 процентов дефицита государственного бюджета должно покрываться за счет размещения государственных ценных бумаг.

Содержание

1. Понятие и функции государственного кредиту.
2. Особенности методов финансового контроля в Украине.

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит в Украине.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Государственные облигации могут свободно обращаться или иметь ограниченный круг обращения, они бывают сберегательными и  казначейскими.

Согласно  зарубежной методике, государственными облигациями считаются ценные бумаги со сроком обращения больше 5 лет. В США срок обращения государственных облигаций достигает 30 лет. В Украине в условиях кризисной экономики и макроэкономической нестабильности срок обращения облигаций внутреннего государственного займа является значительно короче.

Для замены облигаций  государственного займа, которые были выпущены раньше, используются конверсионные  облигации.

Казначейские  обязательства (векселя) государства  — это вид государственных  ценных бумаг, что удостоверяет внесение их собственником денежных средств в бюджет и дает право на получение фиксированного дохода на протяжении срока владения этими бумагами. Казначейские обязательства выпускаются государством на разный срок, поэтому они могут быть: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

В зависимости  от назначения и конкретных целей  казначейские обязательства выпускаются  на разных условиях (казначейские боны, казначейские ноты).

Казначейские  обязательства (векселя) государства  размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Выплата дохода на казначейские обязательства (векселя), а также их погашение осуществляется в соответствии с условиями их выпуска.

Казначейские  векселя могут передаваться Государственным  казначейским бюджетным учреждениям  на совершение платежных операций за расходами, которые предусмотрены в бюджете, но которые фактически не профинансированы через недостаток бюджетных средств (например, для оплаты бюджетными учреждениями потребленных энергетических ресурсов).

Способы выпуска  облигаций государственного внешнего займа были произведены в Украине с целью проведения реструктуризации задолженности Российскому акционерному обществу «Газпром» за поставки природного газа. В феврале 1998 г. правительство Украины провело первый публичный займ в отношении размещения (продажи) еврооблигаций.

Привлечение внешних заимствований, которые, как  правило, дешевле внутренних — важное условие достижения в Украине  реальной финансовой стабилизации.

С точки зрения правового регулирования финансовых отношений, возникающих в области государственного внешнего кредита, существенно важным представляется принятие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 3 июня 1999 года № 719-Х1У, который дополнил Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» главой 3-1 «Облигации внешних государственных займов Украины», создавая правовую основу не эмиссионного пополнения государственного бюджета Украины за счет внешних источников.

В соответствии с данным Законом облигации внешних государственных займов Украины определены как ценные бумаги, размещаемые на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждающие обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций. Данные облигации оплачиваются исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска. Эмитентом облигаций внешних государственных займов Украины является государство в лице Министерства финансов Украины. Денежные средства полученные от размещения облигаций внешних государственных займов направляются исключительно в Государственный бюджет Украины. Решение о выпуске облигаций внешнего государственного займа в пределах, предусмотренных Законом о Государственном бюджете на соответствующий год внешних источников финансирования дефицита Государственного бюджета Украины принимается Кабинетом Министров Украины в отношении каждого выпуска.

Негативным  фактором в сфере финансовых операций во внешнеэкономической деятельности государства стал международный финансовый кризис, который не только закрыл Украине доступ на мировой финансовый рынок, а и способствовал выходу нерезидентов с рынка ОВГЗ. Это связано прежде всего с большой степенью инвестиционного риска в ценные бумаги стран, экономика которых находится в кризисном состоянии и которые не имеют международного кредитного рейтинга. Украина оценивается как страна-банкрот, и чтобы иностранный инвестор вложил средства в ее экономику, необходимы гарантии государства.

Гарантийные обязательства  государства перед иностранными бенефициарами (получателями денежных средств) образуют особую группу внешних  финансовых обязательств государства, возникающих в случае неплатежеспособности (либо ухудшившейся кредитоспособности) резидентов-юридических лиц, и принимаемых на себя государством.

Нынешний порядок получения  иностранных кредитов на финансирование приоритетных направлений развития экономики Украины и предоставления гарантий правительства Украины  закреплен в «Положении о порядке привлечения иностранных кредитов и предоставления гарантий Кабинета Министров Украины для обеспечения обязательств юридических лиц-резидентов по их погашению», утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины № 414 от 5.05.1994 года. Настоящий документ предусматривает процедуру, при которой юридические лица-резиденты могут обращаться за необходимыми разъяснениями и информацией в государственные органы Украины, осуществляющие руководство внешнеэкономической деятельностью. Контроль за целевым и эффективным использованием кредита возлагается на Министерства финансов, центральные органы исполнительной власти в соответствии с отраслевой принадлежностью, Национальное агентство по реконструкции и развитию, банк-агент, фонд страховых гарантий в случае заключения договора страхования.

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственном бюджете  на 2002 год» запрещается предоставлять  государственные гарантии при получении  кредитов субъектами предпринимательской  деятельности, кроме как по кредитам, предоставляемым международными финансовыми организациями или на условиях совместного финансирования вместе с международными финансовыми организациями, а также возвращение которых предусматривается за счет государственного бюджета по согласованию с Верховной Радой Украины.

Субъекты предпринимательской  деятельности — заемщики иностранных  кредитов, в отношении которых  принято решение о предоставлении государственных гарантий, обязаны  подать встречные, безотзывные и  безусловные гарантии банков, финансовые показатели которых соответствуют требованиям, определенным Национальным банком Украины, или оформить залог, а также взнести в государственный бюджет плату за их получение, размер которой устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Не привели к ощутимым положительным результатам и попытки внешних заимствований у частных кредиторов. В частности, в 1997 году Украина осуществила три частных внешних займа у крупных банков на общую сумму 778,5 млн. дол., под 13,6%, 10,2% и 43,87% годовых в гривнах. Такие невыгодные условия займов были вызваны необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также политикой НШУ на удержание гривны.

Нужно заметить, что подобные кабальные условия кредитования у частных инвесторов для государств-заемщиков, не желающих попадать под пресс политических требований международных финансово-кредитных институтов, неоднократно имели место и ранее, когда сокращение притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны в середине 80-х годов, объяснялось лишь снижением их платежеспособности из-за высокой дороговизны этих кредитов. Вследствие чего, дорогостоящие частные кредиты поставили под угрозу сам процесс развития многих молодых государств.

Правовое  регулирование привлечения дополнительных средств с мирового рынка ссудных  капиталов должно стимулировать экономический рост государства. В то же время денежные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, предоставляются под определенные условия, которые, в свою очередь, могут быть не только финансовыми, а и такими, которые определяют отдельные направления внутриполитической деятельности правительства (проведение определенной монетарной, экономической и социальной политики, принятия конкретных законопроектов и т.д.). Выполнение данных условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, развитию только перерабатывающих отраслей экономики, увеличению социальной напряженности. В данных условиях необходимости привлечения средств с мирового рынка ссудных капиталов преимущества должны предоставляться прямым иностранным инвестициям.

Поэтому государственная  денежно-кредитная политика не должна постоянно исходить из необходимости  покрытия дефицита государственного долга  лишь за счет денежной эмиссии и получения кредитов. Данная политика должна быть направлена на поиск источников поступлений в сфере реальной экономики, проводя эффективную и стимулирующую налоговую политику.

Наряду с  методами обязательной мобилизации  денежных средств в доход государства все более широкое применение в рыночных условиях хозяйствования находит способ добровольной мобилизации денежных средств, когда государство и иные субъекты занимают партнерские позиции в финансовых отношениях. Одним из способов добровольной мобилизации денежных средств в доход государства является метод государственного кредита.

В наиболее общем  плане государственный кредит можно  определить как систему отношений  займа, в которых одной из сторон всегда выступает государство.

Сущностью государственного кредита являются финансовые отношения государства в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

В большинстве случаев преобладает деятельность государства как заемщика денежных средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим или физическим лицам гораздо ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие  от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Экономическим содержанием государственного кредита  выступает аккумуляция государством средств на основании принципа возвратности для финансирования государственных  расходов. Государственный кредит позволяет  государству как заемщику использовать дополнительные денежные средства для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

Характерные черты государственного кредита:

во-первых, в  качестве одного из субъектов кредитных  правоотношений обязательно выступает  государство, вне зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств (внешней или внутренней);

во-вторых, данный способ привлечения денежных средств  осуществляется на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера использования.

Принцип возвратности, срочности и платности подразумевает  обязанность заемщика вернуть в  точно установленный срок сумму  основного долга и выплатить  проценты в установленной сумме  за пользование кредитом.

Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков ввиду неплатежеспособности заемщика. При образовании государственного долга выражается, помимо предусмотренных соглашением штрафных санкций, в том, что в качестве объекта залога может выступать государственное имущество. При осуществлении займов из внешних источников, и в частности при получении кредитов от МВФ в качестве залога выступают необходимые части государственного валютного фонда.

Принцип целевого характера использования находит  свое выражение в определенном объекте кредитования — покрытие дефицита государственного бюджета. Нецелевое использование Украиной в качестве заемщика привлеченных денежных средств от МВФ по программе «стенд-бай» и ненадлежащее выполнение условий кредитования привели к прекращению кредитования Украины по данной программе в марте 1998 года без права возобновления, в связи с чем Украине пришлось выполнять новые условия МВФ для получения денежных средств по программе расширенного финансирования в сентябре 1998 года.

Что же касается международного государственного кредита, иногда именуемого внешним государственным кредитом, то хотелось бы выделить такую характерную черту данной формы заимствования как обязательное наличие в кредитных отношениях, возникающих по данному поводу иностранного субъекта (государства, юридического лица, международной финансовой организации и т.д.).

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным определить государственный кредит как совокупность общественных отношений, возникающих по поводу предоставления и привлечения денежных средств соответственно из и в государственный бюджет. А в зависимости от сферы размещения государством своих финансовых требований и обязательств, возникающих из кредитных отношений, подразделить государственный кредит на внутригосударственный и внешний.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву Украины"