Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса
Введение………………………………………………………..………………3
История развития налоговой системы России (конец IX в. – 1917 г.)6
Древняя Русь…………………………………………………………..…...6
Русское централизованное государство……………………………..…...9
Развитие в эпоху Петра I………………………………………………...10
Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………12
Налоговая система советского периода…………….………………….16
Влияние непа на налоговую систему страны…………………………..16
Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………..18
Послевоенный период……………………..……………………………..19
Современная налоговая система………………………………..………22
Первый этап становления системы налогообложения в России……...22
Второй этап становления системы налогообложения в России..……..23
Российская налоговая система……….………………………………….24
Заключение…………………………………….……………………………..26
Библиографический список………………………………….…………….28
Таким образом, в Российском государстве фактически отсутствовала стройная система управления финансами, а существующая была сложна и запутанна. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.
В
1678—1680 гг. с целью упрощения сложной
системы налогообложения
В
XVII в. происходит ликвидация остатков
прежней феодальной раздробленности
и укрепление централизованного
государства. Соответственно осуществляются
преобразования и в финансовой сфере,
в том числе в процессе упорядочения
системы налогообложения. Нормативное
регулирование налогов
Период
правления Петра I (1672—1725) сыграл особую
роль в становлении и развитии
налоговых отношений
При
Петре I в сфере налогообложения
произошли радикальные
Новые виды налогообложения создавали и разрабатывали специальные государственные люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.
Осуществляется переход от подворного налогообложения к подушной подати, что было вызвано возникновением способа уклонения от налогов (дворы стали объединяться). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн это должно было обеспечить казне 4,1 млн руб.6 Однако подушное обложение имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.
При
Петре I существенные изменения претерпела
вся система финансового
На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля,. Следует отметить, что другие, неспециализированные, коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.
После
смерти Петра I (1725 г.) финансы в России
постепенно начали приходить в упадок.
Лишь во времена правления Екатерины
II (1762—1796 гг.) создаются важные предпосылки
последующего перехода к более рациональным
методам ведения финансового
хозяйства и построения финансовой
администрации, т. е. закладываются
основы административных и финансовых
реформ первой половины XIX столетия. При
Екатерине II совершенствуется управление
государственными финансами, проводится
реорганизация государственного аппарата.
Деятельность коллегий, особенно финансовых,
оказывается неэффективной, что
обусловливает необходимость
При
этом сохраняется важная роль в системе
государственных доходов
В
1882 г. возникает обложение наследств
и дарений; с 1885 г. взимается налог
на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый
в размере 5% от полученных доходов;
в 1893 г. Появился квартирный налог в
качестве весьма неудачного суррогата
подоходного налога. Законом от 8
июня 1898 г. реформируется промысловое
обложение. Дореволюционный промысловый
налог состоял из двух частей: основного
промыслового налога или патентного
сбора и дополнительного налога
или дополнительных сборов. Патентная
система была введена в 1863 г. Положением
о пошлинах за право торговли и
других промыслов. Она заключалась
в установлении права правительства
взимать налог путем продажи
разрешений на занятие торгово-промышленной
деятельностью. Претерпев неоднократные
изменения и найдя отражение
в промысловом налоге, эта система
сохранилась вплоть до революции
и затем вновь возродилась
в период нэпа. Дополнительный промысловый
налог стал взиматься с предприятий,
обязанных публичной
В
1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении
министерств» было создано Министерство
финансов, занявшее ведущее место
в системе центральных органов
финансового управления в XIX в. Оно
представляло собой государственное
учреждение, в компетенцию которого
входили исключительно вопросы
финансов, т. е. являлось органом специальной
финансовой компетенции. В его компетенцию
входило ведение всех государственных
доходов, в том числе и система налогообложения.
В связи с выполнением этой функции Министерство
финансов устанавливало суммы поступлений
для различных налогов. На него возлагалась
также обязанность разрешать все спорные
вопросы по налогообложению. При этом
споры могли возникнуть в форме претензий
как со стороны налогоплательщика к государственным
органам, так и между различиями государственными
учреждениями, подведомственными Министерству
финансов. Министерство должно было оказывать
помощь нижестоящим финансовым органам.
Первоначально оно состояло из четырех
департаментов: государственных имуществ,
горных и соляных дел, внешней торговли,
разных податей и сборов. В 1817 г. было учреждено
отделение для питейного сбора — акциза
на право торговли спиртными напитками;
в 1819 г. образовался департамент мануфактур
и внутренней торговли; в 1821 г. департамент
казначейства. Несмотря на образование
министерств продолжали функционировать
и коллегии. Юридически они вошли в состав
министерств в качестве подразделений
(та же Берг-коллегия), но фактически четкий
порядок взаимоотношений между коллегиями
и министерствами отсутствовал.
В
начале XX в. структуру основных налоговых
доходов бюджетов составляли: прямые
налоги — поземельный налог, подомовой,
или квартирный, налог, промысловый
налог, подоходный налог, пошлины, гербовые
сборы и патенты; косвенные налоги
— различные виды акцизов (табачный,
сахарный, соляной, нефтяной, спичечный
налоги и др.). Существующая в этот
период налоговая система отличалась
многочисленностью налогов и
сборов и не имела определенного
принципа формирования. Это во многом
было связано с тем, что в России
того времени наряду с развитием
капиталистических отношений
Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система прямого обложения (подоходный налог и налог на прирост прибылей), наряду с фискальной, решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.
После
революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая
политика реализуется по двум основным
направлениям: отмена всех потерявших
значение видов налогов и создание
новых форм обложения, выполняющих
чисто революционные задачи. Так,
отмена частной собственности на
землю привела к ликвидации поземельного
налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших
земских и городских
В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег произошло значительное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме10. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог11. В начале 20-х гг. создана новая налоговая система государства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взимании патентного сбора осуществлялась регистрация предприятий в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: для промышленных предприятий — по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле — по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью промыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: первоначально уравнительный сбор определялся в размере, 8%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.
Информация о работе История развития налоговой системы России