История развития налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса

Содержание

Введение………………………………………………………..………………3
История развития налоговой системы России (конец IX в. – 1917 г.)6
Древняя Русь…………………………………………………………..…...6
Русское централизованное государство……………………………..…...9
Развитие в эпоху Петра I………………………………………………...10
Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………12
Налоговая система советского периода…………….………………….16
Влияние непа на налоговую систему страны…………………………..16
Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………..18
Послевоенный период……………………..……………………………..19
Современная налоговая система………………………………..………22
Первый этап становления системы налогообложения в России……...22
Второй этап становления системы налогообложения в России..……..23
Российская налоговая система……….………………………………….24
Заключение…………………………………….……………………………..26
Библиографический список………………………………….…………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.99 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

кафедра финансового и административного права  
 

история развития налоговой системы россии 

                                          Курсовая работа

                                          студента II курса

                                                                                    заочного отделения гр. 622-зс

                                                                                   Крамаренко А.В.

 

                                                                                    Научный руководитель:

д.ю.н., профессор                                                                                   

                                                                                     Рукавишникова И.В. 
 

Дата  сдачи курсовой работы:

Дата  защиты:

Оценка: 
 

Ростов-на-Дону

2010

    План

    Введение………………………………………………………..………………3

    1.История развития налоговой системы России (конец IX в. – 1917 г.)6

    1. Древняя Русь…………………………………………………………..…...6
    2. Русское централизованное государство……………………………..…...9
    3. Развитие в эпоху Петра I………………………………………………...10
    4. Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………12
  1. Налоговая система советского периода…………….………………….16
    1. Влияние непа на налоговую систему страны…………………………..16
    2. Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………..18
    3. Послевоенный период……………………..……………………………..19
  2. Современная налоговая система………………………………..………22
    1. Первый этап становления системы налогообложения в России……...22
    2. Второй этап становления системы налогообложения в России..……..23
    3. Российская налоговая система……….………………………………….24

    Заключение…………………………………….……………………………..26

    Библиографический список………………………………….…………….28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Налоговая система - совокупность налогов, построенных  на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

    Основой налоговой системы являются налоги.

    Налоги  — одна из древнейших экономических  и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и  налогоплательщиков. Являясь обязательными  платежами в государственную  казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими и политическими процессами, происходящими  в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

    Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса1.

    Любому  государству для реализации своих  функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством  установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан  и организаций. Указанные платежи  выражают обязанность частных лиц  участвовать в формировании государственных  централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим  звеном финансовой политики государства. Объективная необходимость обобществления установленной государством доли частных  имуществ в целях общественного  потребления, т. е. процесса перераспределения  доходов корпораций и частных лиц в государственную казну (публичные финансы) посредством налогов обоснована мыслителями древности.

    Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как  дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил  о том, что налоги для тех, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

    Актуальность  моего исследования состоит в анализе истории развиия налоговой системы России. Этого анализа требует современная ситуация, сложившаяся в стране, когда реализуются проекты, предложенные президентом. Развитие финансовой системы, позволит более рационально решить проблемы стоящие перед государством.

    Целью работы является анализ и изучение истории налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. определить роль и значение налоговой системы РФ на всех этапа её развития;
  2. изучить порядок формирования налоговой системы России на всех этапах её развития;

     4. рассмотреть нынешнее развитие налоговой системы России.

    В своей работе я стараюсь рассматривать  вопросы не только с правовой и  теоретической стороны, но и проводить  какие-то исторические параллели и  аналогии, искать примеры и ответы на некоторые вопросы в прошлом  нашей страны.

    Нельзя  объять необъятное, поэтому я остановлюсь  лишь на наиболее общих понятиях рассматриваемых  вопросов, ведь каждый вопрос может  стать объектом большого научного исследования и таковым является. При этом я  постараюсь не забывать приводить мнения различных исследователей по той или иной проблеме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История развития налоговой  системы России (конец  IX в. – 1917 г.)

    Налогообложение возникло и развивалось вместе с  государством. На самых ранних стадиях  государственной организации своеобразной формой налогообложения являлось жертвоприношение, устанавливаемое неписаным законом  либо традицией.

    Так, в Пятикнижии Моисея сказано: «...И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу. По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу князей наряду с церковной десятиной.» Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Например, в древнегреческих государствах в VII—VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов, что давало возможность аккумулировать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и тому подобные социально значимые цели.

    1. Древняя Русь

    Финансовое  устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существующие в этот период податные отношения имели еще достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация2.

    В развитии податных отношений Древней  Руси выделяют несколько этапов. К  первому этапу относится формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода  были случайными, несистемными, поэтому  не носили в полном смысле этого  слова финансового характера. Второй этап связан с формирование простейших податных форм, где складываются важнейшие  черты налогов — определенная, стабильная форма платежа и его  закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап — с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства — является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати3.

    Первым  и основным источником доходов княжеской  казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена  для покрытия единственного государственного расхода — удовлетворения потребностей князя и дружины. Развитие государственного аппарата впоследствии привело к  формированию новых потребностей, что  предопределяло установление новых  повинностей или податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа ее взимания: 1) «повозом» (когда дань привозилась  князю в Киев) и 2) «полюдьем» (когда  сбор дани осуществлял сам князь  или княжеские дружины). С течением времени дань утратила значение контрибуции  и приобрела форму платы с  имущества и доходов. В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась  в пользу монголо-татарских ханов («выход»). В XIV—XV вв. свободное население  платило не только ордынскую дань, но и дань (как государственная  подать), которая направлялась в  княжескую казну. Дань как государственная  подать приобрела самостоятельное  значение, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480г.).

    Помимо  дани население Древней Руси платило  оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных  имуществ и регалий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

    Важным  источником доходов княжеской казны  являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «торговый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и постоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых — строительство мостов и городских укреплений, поставка лошадей и др.

    После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который  контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (откупившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

    В 1480 г. при Иване III фактически заново начала создаваться древнерусская  система налогообложения. В период царствования Ивана III вводятся новые  прямые и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых  платежей в государстве. Основными  государственными налогами в конце XV — начале XVI в. были: прямые налоги — деньги с чегшрсошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные деньги; сборы на городовое  и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразом налоговой декларации. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы —  сохи4. Размер сохи не был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. В городском обложении она представляла собой финансовую единицу, выражавшую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определенными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества плательщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачиваемых местным населением.

    1. Русское централизованное государство

    До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена  Золотой Орды), откупщики (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства  формируется система приказов, выполняющих  функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских  земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины  за скрепление актов государственной  печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и  монастырских земель. Кроме того, отдельные  функции в области налогообложения  выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

Информация о работе История развития налоговой системы России