Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:56, контрольная работа
Целью работы является исследование правовых основ государственного кредита Российской Федерации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы государственного кредита Российской Федерации;
- изучить формы и виды государственных и муниципальных долговых обязательств.
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Правовые основы государственного кредита Российской Федерации: понятие классификация………………………………............5
2. Формы и виды государственных и муниципальных долговых обязательств…………………………………………………………………..10
3. Составить договор страхования. ………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...
1. Правовые основы государственного
кредита Российской Федерации: понятие
классификация……………………………….....
2. Формы и виды государственных
и муниципальных долговых обязательств………………………………………………
3. Составить договор страхования. ………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….28
Введение
Актуальность темы исследования заключается
в том, что государственный кредит
является одним из основных источников
покрытия бюджетного дефицита. Проблема
аккумуляции недостающих
Государственный кредит в его позитивном
значении (т.е. как возможность
Учитывая вышеизложенное, разработка
научного подхода к решению вопросов
правового регулирования
Целью работы является исследование правовых основ государственного кредита Российской Федерации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы государственного кредита Российской Федерации;
- изучить формы и виды государственных и муниципальных долговых обязательств.
Предмет исследования являются - общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, характеризующиеся аккумуляцией или распределением государственных фондов денежных средств на возвратной, возмездной и срочной основе, в которых государство выступает как должник или кредитор кредитной сделки, а также роль указанных отношений в финансовой системе Российской Федерации, их видовое разнообразие и особенности правового регулирования.
Объект исследования является анализ наиболее общих закономер- ностей функционирования финансово-правового института государствен- ного кредита в условиях финансовой системы Российской Федерации.
Информационной базой для написания работы послужила учебная литература по финансовому праву.
1. Правовые основы
государственного кредита Российской
Федерации: понятие и
В финансовой системе государства особое место занимает такой ее элемент, как кредит, который подразделяется на два основных вида — государственный и банковский. Само слово «кредит» произошло от латинского creditum - «верить». В Толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин кредит сохранил свое основное содержание и определяется как предоставление кредитором на определенный срок денежных средств или товара заемщику на условиях возвратности и возмездности1.
Государственный кредит является одновременно экономической и правовой категорией. Как экономическая категория государственный кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан. Государственный кредит как правовая категория представляет собой урегулированные нормами права отношения по привлечению и использованию государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях пополнения доходной части бюджета.
Таким образом, государственный кредит - это отношения не по предоставлению государством денежных средств, а по их привлечению, когда государство выступает в качестве заемщика (должника). Исходя из специфики данных отношений, государственный кредит сформировался как самостоятельный финансово-правовой институт и состоит из однородных обособленных финансовых отношений, регулируемых определенной группой правовых норм2.
Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в
обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. Однако с развитием рыночной экономики государственный кредит стал также использоваться и для регулирования денежного обращения. Поэтому роль государственного кредита достаточно многогранна3.
Теоретические основы и практическое применение государственного кредита исследовались учеными многих стран. Английские экономисты (А.Смит, Д.Рикардо) считали, что к государственным заимствованиям следует прибегать только в крайних случаях, если не существует других возможностей «для спасения существования или чести всего государства». Д. Рикардо предлагал в качестве средства покрытия чрезвычайных расходов прямое увеличение налогов, иначе государство перекладывает долги на последующие поколения своего населения.
К.Маркс считал, что основной особенностью государственного кредита является непроизводительное использование капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Он называл государственный кредит «анципированными налогами», т.е. налогами, взятыми заранее. На практике эта теория подтверждается тем, что законодательство большинства стран не запрещает использовать государственные ценные бумаги для налоговых расчетов с бюджетами разных уровней.
Теория американских экономистов К. Р. Макконелла и Л. С. Брю выделяет три основные причины осуществления государственных заимствований:
-расходы, обусловленные военным временем;
-циклические спады экономики;
-сокращение собираемости налогов.
Также они определили группы правомочий государства, при которых долговые обязательства государством выполняются и риск банкротства за их невыполнение минимален. Все эти правомочия связаны с получением дополнительных средств для расчетов по государственным заимствованиям (введение новых налогов, эмиссия наличных денег и др.)4.
Российская наука, в том числе и в дореволюционный период (М.Ф.Орлов, М.И.Слуцкий, Л.В.Ходский, А.Л.Исаев и др.), проводя параллель с банковским кредитованием, выделяла следующие основные черты государственного кредита:
-в кредитных отношениях государство обладает верховенством, хотя оно выступает в роли заемщика (должника), а не кредитора;
-выпущенные государственные займы не обеспечиваются специально обособленным имуществом, тогда как при банковском кредитовании требуется залог имущества;
-заключение договора банковского кредита добровольно для обеих сторон, а при государственном кредите истории известны случаи осуществления принудительных займов (в период Великой Отечественной войны и послевоенный период).
Ученые считали, что политика использования кредита должна быть осторожной, с тенденцией к наиболее быстрому погашению государствен- ных долгов, а не к росту числа и сумм заимствований.
Современная отечественная наука отмечает как позитивные стороны государственных заимствований (пополнение доходов бюджета не за счет эмиссии денежных знаков, рост количества которых является причиной инфляционных процессов; получение дополнительных средств для покрытия дефицита бюджета, других чрезвычайных расходов), так и негативные (формирование государственного долга, рост непроизводитель- ных расходов, поскольку помимо возврата денежных средств кредитору государство или муниципальное образование-заемщик должны вернуть проценты или иной доход за предоставление денежных средств).
За последние годы использование государственного кредита стало одним из факторов улучшения денежного обращения. Часть наличных денежных средств хранится у населения и не участвует в обороте, поэтому государство, привлекая эти средства, не только включает их в национальный хозяйственный оборот, но и тем самым повышает устойчивость внутренней валюты5.
Например, по данным Центрального банка Российской Федерации у населения страны хранится наличных денежных средств на общую сумму, эквивалентную 27 млрд. долларов США, однако по расчетам Федеральной резервной системы США этот показатель значительно выше - около 80 млрд. долларов США.
Функционирование
Правовой основой
основе.
Правовые основы государственного кредита образуют также нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (гл. 14, 15) и федерального закона о федеральном бюджете. За последнее время принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, касающихся отдельных видов отношений в области государственного кредита. Кредитные отношения такого рода складываются и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и регулируются соответственно их нормативными правовыми актами. Как указывалось выше, отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права.
2. Формы и виды государственных и муниципальных долговых обязательств
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств по установленным законодательством видам. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
-кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
-государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
-бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-государственным гарантиям Российской Федерации;
-иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с российским законодательством на государственный долг Российской Федерации6.
Государственный долг субъекта Российской Федерации включает в себя долговые обязательства субъекта Российской Федерации, которые осуществляются в виде обязательств по:
-государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
-бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации;
-кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
-государственным гарантиям субъекта российской Федерации.
Совокупность долговых обязательств муниципального образования, виды которых предусмотрены бюджетным законодательством, образует муниципальный долг. Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств по: