Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Цель, задачи и функции государственного финансового контроля Государственной Думой……………………………………………………….…5

Глава 2. Система органов государственного контроля: принципы и задачи деятельности……………………………………………………………………..16

Глава 3.Аудит эффективности и его место в системе государственного контроля………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….39

Библиографический список……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Государственный финансовый контроль.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Цель, задачи и функции государственного финансового  контроля Государственной Думой……………………………………………………….…5

Глава 2. Система органов государственного контроля: принципы и задачи деятельности……………………………………………………………………..16

Глава 3.Аудит эффективности и его место в системе государственного контроля………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….39

Библиографический список……………………………………………………..41

 

      Введение 

     Задача  создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед  государством.

     Более чем десятилетняя практика российского  реформирования показывает, что экономика  несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.

     Тот огромный человеческий и природный  потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования  государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

     Практика  свидетельствует, что в настоящее  время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.

     Создание  его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

     Цель  исследования курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

     В соответствии с поставленной целью  определены основные задачи исследования:

     - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

     - исследовать противоречия современного  состояния государственного финансового  контроля;

     - дать более глубокое теоретическое  обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

     - определить место и роль, а  также пути совершенствования  деятельности органов государственного  финансового контроля в единой  системе; 

     - выработать предложения и рекомендации  по повышению эффективности государственного  финансового контроля на основе  отечественного и зарубежного  опыта. 

     Объект  исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ, Минфином РФ.

     Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственного финансового контроля в процессе проверок и ревизий, а также при реализации его результатов в социальной сфере.

     Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы

 

      Глава 1. Цель, задачи и функции  государственного финансового  контроля Государственной Думой

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

     1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

     2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

     Контроль  выступает как кульминационный  момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические  результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.1

     Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

     Финансовый  контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.2

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

     - государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

     - негосударственный финансовый контроль:

     - внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

     - аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

     - гражданский финансовый контроль;

     - общественный финансовый контроль;

     - правовой финансовый контроль;

     - страховой финансовый контроль, и другие виды.

     Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

     - ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

     - несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

     - недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

     В общем и целом цель ГФК —  обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.3

     В соответствии с этим основными его  задачами являются:

     - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

     - оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

     - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

     - обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

     - оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

     - контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

     - улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

     - выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

     - контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

     - проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

     - контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

     - пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

     - выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

     - проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

Информация о работе Государственный финансовый контроль