Государственные расходы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства. Институт расходов бюджетов регулирует отно-шения, связанные с выделением денежных средств из соответствующих бюджетов. Расходная часть бюджета является ключевой в принципе сбалан-сированности бюджета, ведь именно через расходы реализуются политиче-ские и экономические цели государства.

Работа содержит 1 файл

Госрасходы 1.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Непосредственное  отношение к осуществлению расходов бюджета имеет принцип общего (совокупного) покрытия расходов, провозглашенный Бюджетным кодексом РФ в числе принципов бюджетной системы (ст. 35). Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Приведенный принцип тесно связан с рассмотренным выше принципом сбалансированности бюджета.

     Следующий принцип бюджетной системы, также  связанный с расходованием бюджетных средств, - принцип полноты отражения расходов бюджетов (в тексте Бюджетного кодекса РФ обозначен как "принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов" - ст. 28). Законодателем он трактуется как требование, согласно которому все расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ).

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 Бюджетного кодекса РФ). Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.

     Иными словами, в бюджет должны быть внесены  только те расходы, которые необходимы и могут быть произведены с  учетом сложившейся социально-экономической обстановки.

 

      1.2. Классификация  государственных  расходов

     1. Одной из известных классификаций расходов бюджета является функциональная классификация. Разделение расходов бюджета по функциональному признаку означает соотнесение бюджетных расходов с публичными потребностями.

     В первую очередь все функциональные расходы, подобно функциям государства, можно разделить на внутренние и внешние.

     При этом выделяются такие важнейшие  разделы расходов бюджетов по функциональному признаку, как общегосударственные расходы (в их числе расходы на функционирование органов государственной власти, проведение выборов и т.д.); национальная оборона; национальная безопасность (расходы на правоохранительную деятельность, деятельность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д.); национальная экономика (расход по отраслям экономики, а также расходы на связь, исследования космического пространства и т.д.); жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура и средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика и др. Следует отметить, что в основу действующей классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ положен функциональный признак.

     В разные времена основные функциональные разделы расходов бюджета менялись, при этом можно выделить и некоторые постоянные. Например, общегосударственные расходы или расходы по общему управлению (расходы на функционирование главы государства, парламента, исполнительной власти прокуратуры и т.д.), расходы на безопасность (расходы по поддержанию правового порядка), расходы на национальную оборону, расходы по внутреннему управлению (расходы на развитие народного хозяйства, образование, науку, культуру, здравоохранение, иные социальные расходы).

     2. Важнейшим критерием введения новых расходов является их соответствие государственным потребностям, так как "потребность, не вызываемая течением государственной жизни, не должна существовать, так как это фальшивая потребность"8. В этой связи имеет место классификация бюджетных расходов по степени их необходимости (нужды). М.М. Сперанский, считая этот способ основополагающим, все расходы разделял на необходимые, полезные, избыточные и излишние (бесполезные). "Необходимыми расходами должно считать все те, без коих внутренняя и внешняя безопасность государства стоять не может; полезными - те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершенствованию; избыточными - те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; наконец, излишние и бесполезные суть те, кои употребляются Протову разума истинной государственной экономии, на предметы, для правительств посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности"9.

     3. Третий из известных критериев  разделения расходов бюджета  предполагает своим основанием их экономическое содержание (экономическая классификация расходов). В первую очередь по данному критерию выделяются капитальные и текущие расходы бюджета.

     К текущим расходам бюджета следует  отнести: оплату труда государственных (муниципальных) служащих; соответствующие этим начислениям выплаты в государственные внебюджетные фонды, страховые взносы; оплату расходных материалов (например, канцелярских товаров, продуктов питания и т.д.). В свою очередь, к капитальным расходам относятся такие расходы, как приобретение оборудования и предметов длительного пользования; расходы на строительство объектов публичного назначения; капитальный ремонт, в том числе капитальный ремонт государственного (муниципального) жилого фонда. Особым экономическим видом расходов является финансовая помощь бюджетам других уровней. Создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов также являются разделами экономической классификации расходов.

     Среди расходов бюджета по экономическому признаку выделяют бюджетные инвестиции. В БК РФ установлено, что бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. С одной стороны, инвестиции относят к самостоятельному виду расходов, с другой - называют их одним из видов капитальных вложений. Правильными будут обе позиции, так как, например, инвестиции, осуществляемые в объекты недвижимости и имеющие долгосрочный характер, будут относиться к капитальным расходам, а инвестиции, не отвечающие этим признакам, могут не являться капитальными расходами.

     В течение последнего десятилетия  в РФ, помимо разделения расходов на текущие и капитальные, применяются одновременно две альтернативные экономические классификации расходов. Первая из них заключается в традиционных, закрепленных в законе, направлениях бюджетных ассигнований. Второй является классификация операций сектора государственного управления, которая позволяет взглянуть на расходы бюджета с точки зрения бухгалтерского учета

     Нормы расходов подразделяются по ряду оснований.

     Во-первых, они делятся на обязательные и необязательные. Первые в процессе их применения не подлежат изменениям. Круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Но в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий, (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.).

     Во-вторых, нормы расходов делятся на материальные и денежные. 
Материальные нормы являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления.

     В-третьих, нормы делятся на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относятся нормы, содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. 
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

 

             Глава 2. Внебюджетные средства государства. Понятие и виды

     Внебюджетные  фонды представляют собой перераспределение  и использование финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Деятельность внебюджетных фондов регламентировано государством.

     С самого начала функционирования государственных  внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации. В настоящее время фонды функционируют на основе Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, о Фонде социального страхования Российской Федерации, Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных с 1991 по 1994 г., хотя, исходя из социальной значимости и объемов сосредоточенных в них средств, правовой основой их деятельности должны быть федеральные законы.

     Нормативные правовые акты, на основании которых  созданы и функционируют государственные социальные внебюджетные фонды, широко варьируются. Это законы, принятые во времена существования СССР, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные акты.

     Отличительная особенность внебюджетных фондов:

  1. Запланированы органами государственной власти и имеют строго целевую направленность
  2. Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц
  3. Страховые взносы в фонды имеют налоговую природу, тарифы устанавливаются государством и носят безусловный характер
  4. Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию на какие-либо другие цели

Задачи  внебюджетных фондов:

  1. Обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики
  2. Расширение масштабов социальных услуг, предоставляемых населению

Функции внебюджетных фондов:

  1. Распределительная функция – перераспределяется часть дохода в пользу населения
  2. Контрольная функция

В зависимости  от источника формирования внебюджетные фонды подразделяются на:

  1. Централизованные
  2. Децентрализованные

     Централизованные (государственные) внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (внебюджетных) фондов входят пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

     К децентрализованным относят территориальные внебюджетные фонды. Создаются по решению региональных и местных органов власти для решения региональных и местных задач и для решения отраслевых задач.

     По  своему экономическому содержанию фонды  подразделяют на социальные и экономические.

     К государственным социальным внебюджетным фондам относятся:

  1. Пенсионный фонд (ПФ)
  2. Фонд социального страхования (ФСС)
  3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

     Создавая  государственные социальные фонды  государство выстраивает целую  систему правовых экономических  и организационных мер, направленных на минимизацию негативных моментов в жизни граждан.

Информация о работе Государственные расходы РФ