Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:48, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении, анализе, сравнении политики ценообразования в Украине и странах с развитой экономикой. Для этого предполагается изучить статистические материалы, которые наиболее четко показывают процессы изменения подхода в политике ценообразования. В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................2
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………….14
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США………………...16
2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции…………...20
РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УКРАИНЕ……………………………………………………...26
3.1. Регулирование цен в целях налогообложения……………………….30
3.2. Регулирование цен гражданским законодательством……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….36
Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 40 лет, способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а затем он был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции.
В настоящее время во Франции имеется около 3000 государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).
Основные задачи государственных контролеров – наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решения о санкциях к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.
Законодательное регулирование цен в Украине.
Законодательством Украины от 25 декабря 1990 года N445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям было предоставлено право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством Украины и договорами. Однако в условиях монополизации рынка возникает потребность введения конкурентного права. Положения ст. 13 Закона "О защите экономической конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), которая раскрывает понятия и виды злоупотребления субъектами хозяйствования монопольным (доминирующим) положением на рынке, запрещают монополисту:
- устанавливать такие цены или другие условия приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке;
- применять разные цены или разные другие условия к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;
- обуславливать заключение соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с торговыми и другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;
- частичный или полный отказ от приобретения
или реализации товара из-за отсутствия
альтернативных источников реализации
или приобретения;
- а также другие действия или бездеятельность, которые привели или могут привести к ущемлению интересов других субъектов хозяйствования или потребителей, которые были бы невозможными при условиях существования значительной конкуренции на рынке.10
Со вступлением в силу Закона "О защите экономической конкуренции", положения которого вместе с положениями Закона "О защите от недобросовестной конкуренции" составляют материальную и процессуальную основу конкурентного законодательства, в Украине создана современная, целостная, согласованная правовая система защиты конкуренции, которая в большей мере, по сравнению с другими отраслями права, согласовывается с правом Европейского Союза. В Украине создана нормативная база по контролю за экономической концентрацией субъектов хозяйствования, в котором обосновывается недопущение монополизации товарных рынков или существенного ограничения конкуренции на рынке на законодательном уровне. Контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйствования на рынке закреплен в ст. 14, 15 Закона «Об ограничении монополизма...», первая из которых регулирует контроль за созданием, реорганизацией (слиянием, присоединением), ликвидацией субъектов хозяйствования, а вторая - контроль за приобретением, передачей в аренду имущества. Это привело к обновлению правовой основы антимонопольного контроля за концентрацией. Повысить эффективность деятельности органов субъектов хозяйствования, которые осуществляются финансовыми посредниками на аукционах, фондовых биржах и иных организационно оформленных рынках является одной из основных задач государственного регулирования экономики.
На сегодняшний день в Украине достаточно широкая правовая база, которая так или иначе осуществляет контроль в политике ценообразования:
1. Закон Украины "О ценах и ценообразовании" от 3 декабря 1990 г.
2. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 3 апреля 1997 г.
3. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 г.
4. Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)" от 11 июля 1996 г.
5. Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18.02.1992г.
6. О ценообразовании в условиях реформирования экономики: Постановление Кабинета Министров Украины от 21.10.1994 г. № 733
7. Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований: Утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1995 г. № 135.
ЗУ "О ценах и ценообразовании" распространяется на все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности. Согласно этому закону в народном хозяйстве Украины применяются свободные, государственные фиксированные и государственные регулируемые цены и тарифы, а также контрактные (внешнеторговые) цены.
Действия государства в регулировании цен могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется различными методами, среди которых можно выделить:
• определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;
• установление предельных уровней цен и тарифов; а также торговых надбавок (скидок);
• нормирование рентабельности;
• замораживание цен.11
В первую очередь государственному регулированию подлежат цены на продукцию и услуги предприятий государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунально-бытовые услуги и квартирную плату, услуги связи и др.
В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены на товары негосударственного сектора (хлеб и хлебобулочные изделия, масломолочную продукцию, детское питание и др.). Мировая практика имеет достаточно примеров, когда уровень цен на определенные товары негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, цен на нефть - странами ОПЕК, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию - странами ЕС и др.).
К методам регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость и размера акцизного сбора.
Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в желаемых направлениях.
В большинстве стран установлены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Цель такого вмешательства государства в ценообразование - регулировать потребление товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.
Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям.
Большое значение
имеет государственное
В мировой практике используются также
другие методы государственного влияния
на цены. Это достигается законами антимонопольного
характера, законами о нечестной торговле
(в частности, антидемпинговым законодательством),
о ценовой рекламе и др.
3.1. Регулирование цен в целях налогообложения.
Налоговое законодательство
(например, Закон Украины от 3 апреля 1997г.
"О налоге на добавленную стоимость"
, Закон Украины от 22 мая 1997г. "О налогообложении
прибыли предприятий") определяет «рыночные
цены» как цены, сложившиеся в регионе
на момент исполнения сделки. Под регионом
понимается сфера обращения продукции
в данной местности, которая определяется,
исходя из экономической возможности
покупателя приобрести товар на ближайшей
к нему территории. Ближайшая территория
– конкретный населенный пункт или группа
населенных пунктов, или иная территория,
находящаяся в пределах границ национально–
и административно-
Необходимо обратить внимание и на следующую тонкость. Если налоговая инспекция требует увеличить налогооблагаемую базу, применив рыночные цены, то она должна доказать факт реализации ниже себестоимости по конкретным сделкам, а не по реализации всей продукции ниже её суммарной себестоимости. Так, в Законе «О налоге на добавленную стоимость» указано, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившееся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Аналогичная ситуация имеет место и по налогу на прибыль предприятий.13
Таким образом, для наложения финансовых санкций на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости и не увеличившего в целях налогообложения цены товара до рыночной, необходимо в акте проверки отметить:
-сделки,
по которым была допущена
-период, в котором это имело место;
-рыночные
цены, которые должны применятся.
3.2. Регулирование цен гражданским законодательством.
Цена продукции (работ, услуг) является одним из существенных условий договора. В вопросе формирования цены гражданское законодательство сторонам договора предоставляет свободу. Видимо потому, что принятые на данном этапе решения косвенно влияют на бухгалтерский учет и налогообложение, определение ценовых условий договора относится к ведению бухгалтера, а не юриста.
Гражданское законодательство не затрагивает уровень цен, а лишь в самых общих чертах регулирует порядок установления цены в договоре.
Новшеством, введенным Гражданским кодексом, является императивное условие – цена в договоре должна быть не определенной, а определимой. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.
Так же ГК Украины предусмотрено жесткое правило для публичных договоров. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В данном случае условиями цены жестко связана сторона, предоставляющая товары, работы или услуги. При заключении договора купли-продажи сторона, получающая товары, работы, услуги, вынуждена присоединиться к условиям (в т.ч. и ценовым), установленным предоставляющей стороной.
Более
детально цены рассматриваются в
приложении к каждому конкретному
договору.
В главе первой мы рассмотрели, что собой представляет государственное регулирование цен и его цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.