Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:48, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении, анализе, сравнении политики ценообразования в Украине и странах с развитой экономикой. Для этого предполагается изучить статистические материалы, которые наиболее четко показывают процессы изменения подхода в политике ценообразования. В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................2
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………….14
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США………………...16
2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции…………...20
РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УКРАИНЕ……………………………………………………...26
3.1. Регулирование цен в целях налогообложения……………………….30
3.2. Регулирование цен гражданским законодательством……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….36
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКО- ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
в г. Симферополе
на тему: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.
Оценка «______»
«____» _____________2008_г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...
РАЗДЕЛ
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………….14
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США………………...16
2.2. Опыт
государственного
РАЗДЕЛ
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В
УКРАИНЕ……………………………………………………...
3.1. Регулирование
цен в целях налогообложения………
3.2. Регулирование
цен гражданским законодательством……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.
Этот принцип и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.
В данной работе проводится анализ государственного регулирования цен, т.е. рассматриваются инструменты государственного регулирования цен, опыт зарубежных стран (США и Франции) и рассматривается ситуация, сложившаяся в Украине. Особое внимание уделяется законодательному регулированию цен в Украине.
В условиях перехода к рынку в Украине, когда произошла серьезная разбалансированность экономики этот вопрос становится еще более актуальным, т.к. роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. Для предотвращения кризиса в нашем государстве необходимо развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.
Предметом исследования являются процессы, методы государственного регулирования цен как в Украине, так и в других странах, общность и различия между способами ценообразования.
Цель
работы заключается в рассмотрении,
анализе, сравнении политики ценообразования
в Украине и странах с развитой экономикой.
Для этого предполагается изучить статистические
материалы, которые наиболее четко показывают
процессы изменения подхода в политике
ценообразования. В ходе исторического
развития экономическое устройство многих
стран претерпело глубокие изменения.
На смену свободному рынку разрозненных
товаропроизводителей пришел организованный
рынок, объединивший в единую хозяйственную
систему страны различные экономические
уклады.
Задачи курсовой работы:
Методологическую основу составляют сравнительно-правовой, формально – логический, исторический, а так же метод системного анализа.
Теоретическую основу составляют работы
авторов таких как:
Нормативной основой
исследования являются действующее законодательство
Украины в сфере регулирования цен.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела, четыре подраздела, заключение и список используемой литературы.
РАЗДЕЛ 1
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.
Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в Украине: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.
В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.
Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.
Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.
В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.1
В условиях перехода к рынку в Украине, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:
-ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
-принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);