Функции и классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. раскрыть историческую сущность налогов;
2. раскрыть функции налогов;
3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

Содержание

Введение ___________________________________________________ 3

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10

Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34
2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14
2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27
2.3. Местные налоги _______________________________________ 31

Заключение ________________________________________________ 35

Список использованной литературы ___________________________ 38

Работа содержит 1 файл

Функции и классификация налогов.doc

— 201.50 Кб (Скачать)


2

 

CoolReferat.com

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:  «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка

заочного отделения                                             

гр.341 1 ПЗА                                                                                                   Д.А.Красноперова                                                                                                          

 

 

 

Проверил:

 

Преподаватель                                                                                               М.Р. Галиахметов

 

 

 

Ижевск, 2010

Оглавление

 

Введение  ___________________________________________________  3

 

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов  ______________   5-10

 

Глава 2. Классификация налогов  ____________________________  11-34

2.1. Федеральные налоги  ____________________________________    14

2.2. Региональные налоги  ___________________________________    27

2.3. Местные налоги  _______________________________________      31

 

Заключение  ________________________________________________  35

 

Список использованной литературы  ___________________________  38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

На современном этапе государства для пополнения своей казны используются и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
Важнейшей  задачей экономики России на современном этапе является превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этого пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти, так как  упирается государство и упираются местные власти. Но решение этой проблемы все равно будет найдено. А что касается игорного бизнеса, то со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Тут возникал вопрос, это борьба за налоговые поступления или же личный интерес.
              В связи с этим изучение в настоящее время различных видов и характеристик налогов и сборов приобретает особую актуальность.

Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.

Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.                                                       

Указанная цель определила следующие задачи исследования:

1. раскрыть историческую сущность налогов;

2. раскрыть функции налогов;

3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

Объектом данного исследования выступает сам налог.
       Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.

Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:

- введение;

- основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как  сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);

- заключение;

- список использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

 

              Налог  как основная форма доходов государства присущ всем государственным  системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

              В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.

              В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.

              Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.

              Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

              В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

              Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

              С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.

              Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

              Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

              Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

- распределительную (социальную);

- фискальную;

- регулирующую;

- контрольную;

- поощрительную.

              Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:

1. стимулирующая;

2. дестимулирующая;

3. воспроизводственная.

              Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных  экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

              Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

              Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

              Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная. Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

              Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

              Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в  том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

              Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

              Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам ВОВ и т.д.).

Информация о работе Функции и классификация налогов