Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Содержание

Введение
1. Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений
2. Проблемы правоотношений в налоговой сфере
3. Актуальные проблемы финансовых правоотношений в таможенной сфере
4. Проблемы бюджетных правоотношений
5. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 25.71 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

1. Области возникновения  современных проблем финансовых  правоотношений

 

2. Проблемы правоотношений  в налоговой сфере

 

3. Актуальные проблемы  финансовых правоотношений в  таможенной сфере

 

4. Проблемы бюджетных правоотношений

 

5. Решение проблем в  сфере современных финансовых  правоотношений

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Введение

 

 

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов.

 

Правовая урегулированность  этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и  органами местного самоуправления в  области финансовой деятельности. Урегулированные  нормами финансового права, они  становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового  права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. Поэтому тема проблем финансовых правоотношений в современной России - актуальна и злободневна.

 

1. Области возникновения  современных проблем финансовых  правоотношений

 

 

К финансовому законодательству относится обширный массив нормативных  актов, закрепляющих правовой режим  осуществления бюджетных, налоговых, кредитно-расчетных, валютно-денежных отношений, государственных расходов, функционирования механизма государственного долга, организации страхового фонда, создания рынка ценных бумаг и  управления им, ведения финансового  контроля.

 

Исходным понятием для  анализа системы финансового  законодательства служит финансовая деятельность государства, предопределенная наличием объективной экономической необходимости  в создании и использовании специальных  имущественных (денежных) фондов, находящихся  в распоряжении государства и  образуемых им для покрытия государственных  затрат. В свою очередь, финансовая деятельность государства опирается  на систему экономико-правовых институтов, созданных в ходе многовековой практики функционирования государств различных  типов и форм. Одни из этих институтов непосредственно служат инструментами  финансовой деятельности государства (бюджет, налоги, сборы, бюджетное и  иное финансирование). Другие создают  устойчивую среду существования  первых (денежная система, валютное регулирование, ценовая политика и т.д.). Третьи обеспечивают законность и государственную дисциплину в столь сложной сфере как  государственные финансы (бухгалтерский  отчет, механизмы принуждения к  правомерному поведению участников денежно-финансовых отношений).

 

Предмет финансового законодательства объединяет:

 

непосредственные финансово-правовые подотрасли и институты;

 

финансово-обеспечительные  правовые институты.

 

К первой группе следует отнести  налоговое законодательство, законодательные  акты о порядке формирования внебюджетных фондов, бюджетное законодательство.

 

Вторую группу составляет законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании  денежного обращения, валютном регулировании.

 

Если анализировать финансовое законодательство под углом зрения его внутренней системы, то оно может  быть представлено как совокупность следующих подотраслей и институтов:

 

бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления  бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;

 

налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также  порядок начисления и взимания различных  видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые  платежи, являющиеся государственными доходами;

 

законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и  обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения  в качестве заемщика (должника);

 

законодательство о кредитовании и расчетах - акты, регламентирующие организационную деятельность государства  в сфере осуществления преимущественно  эквивалентно-возмездных экономических  отношений, складывающихся в ходе денежного  оборота, регулируемых преимущественно  гражданским законодательством;

 

законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного  контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную  монополию, обеспечивающую единство денежной системы;

 

законодательство об организации  и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе финансово-правовые и гражданско-правовые начала, характерные для обращения  такого специфического объекта имущественных  прав, каким являются ценные бумаги.

 

Развитие финансово законодательства в последние годы характеризуется  преимущественной направленностью  на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы экономики. Приняты Бюджетный, Налоговый и  Таможенный кодексы, проводится кодификация  банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных  предписаний.

 

Другая общая тенденция  развития финансового законодательства - углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования экономических отношений  методами различных отраслей законодательства. Наконец, еще одной общей чертой развития финансового законодательства является некоторое сокращение сферы  регулирования за счет того, что  ряд институтов, традиционно считавшихся  финансово-правовыми, с принятием  новых законодательных актов  приобретает преимущественно или  полностью иную отраслевую принадлежность. Так, например, случилось с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства.

 

Активно развивается федеративное финансовое законодательство, которое  складывается из федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и  органов местного самоуправления. Однако в каждой из областей финансового  законодательства имеются проблемы в области правоотношений. Рассмотрим некоторые из них.

 

 

2. Проблемы правоотношений  в налоговой сфере

 

 

Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые  складываются в процессе аккумуляции  денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе контроля за их сбором.

 

Будучи разновидностью финансово-правовых норм, налоговые нормы носят императивный характер, то есть выражены в категорической форме, не допускающей изменения  условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций. Однако в некоторых случаях налоговое  законодательство предоставляет субъектам  налоговых правоотношений возможность  выбора своего поведения, хотя таких  норм значительно меньше и они  являются, скорее, исключением.

 

Следует отметить, что далеко не все налоговые обязанности  сторон имеют равную степень регламентации. Так, действующее законодательство детально регулирует обязанности налогоплательщиков, устанавливая неоправданно высокие  санкции за их нарушение, при том, что государственные налоговые  органы не несут никакой ответственности  за несвоевременный возврат средств  из бюджета, за неправильно взысканные налоги, ущерб налогоплательщику  не компенсируется по нормам гражданского права с учетом упущенной выгоды и убытков.

 

НК РФ детально регламентирует отношения по поводу осуществления  налоговыми органами налогового контроля.

 

В главе 14 НК РФ регламентируется порядок проведения налоговых проверок, в ходе которых возможны получение  объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета  и отчетности, осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

 

Согласно ст. 83 НК РФ, в  целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации  и месту нахождения ее обособленных подразделений и месту жительства физического лица.

 

Постановка на учет в качестве налогоплательщика не зависит от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности  по уплате того или иного налога.

 

Согласно ст. 87, 88 НК РФ налоговые  органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

 

При назначении выездной налоговой  проверки учитываются ограничения, установленные в ст. 87 и 89 НК РФ:

 

выездной налоговой проверкой  могут быть охвачены лишь три календарных  года, непосредственно предшествующие году проверки;

 

налоговые органы не вправе в течение одного календарного года проводить две выездные проверки и более по одним и тем же налогам и за один и тот же период;

 

выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить продолжительность  проверки до трех месяцев.

 

Непосредственно после окончания  проверки составляется справка об окончании  выездной налоговой проверки, в которой  указываются предмет проведенной  проверки и сроки ее проведения.

 

В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ возражения по результатам проверки могут быть поданы налогоплательщиком в течение двухнедельного срока  со дня получения экземпляра акта проверки.

 

Однако НК РФ и действующее  законодательство не содержат определения  понятия «налоговый контроль», а  только рассматривает его виды, конкретно  камеральную и выездную налоговые  проверки.

 

Одна из главных причин нарушений налогового законодательства лежит в принципиально неправильном подходе к оценке экономической  деятельности налогоплательщика. Субъективные причины нарушений налогового законодательства лежат также и в низком уровне правосознания налогоплательщиков, отсутствии национальных традиций законопослушания, криминализации бизнеса.

 

Формирование конкурентоспособной  налоговой системы должно стать - в комплексе с другими направлениями  реформ - одним из условий достижения устойчиво высоких показателей  роста российской экономики и  качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходим определенный пересмотр приоритетов налоговой  реформы с точки зрения решения  этой задачи.

 

3. Актуальные проблемы  финансовых правоотношений в  таможенной сфере

 

 

Правовые основы таможенных финансовых правоотношений закреплены в Таможенном кодексе (ТК) РФ и многочисленных принимаемых в развитие Кодекса  нормативных правовых актах. Особое место в механизме правового  регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и  соглашения - двусторонние и многосторонние. В последнее время заметно  усилилась активность Таможенного  союза (в составе РФ, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан) по развитию системы таможенного контроля государств - членов Таможенного союза.

 

Кодекс уравнивает фискальные и контрольно-надзирательные функции  таможенной службы с функцией обслуживания внешней торговли. Однако до сих  пор не решен вопрос, где должен быть прописан порядок определения  таможенной стоимости: в законе о  таможенном тарифе (как это имеет  место сегодня), в Налоговом кодексе  или в Таможенном. ТК содержит лишь механизм реализации положений, касающихся правил определения налогооблагаемой базы.

 

Таможенные органы России осуществляют контроль за валютными  операциями в соответствии с валютным законодательством страны и ТК применительно  к таможенному контролю.

 

Основополагающим законодательным  актом, определяющим принципы осуществления  валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного  контроля, права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, устанавливающим ответственность  за нарушение валютного законодательства, является Закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле». Он нацелен  на установление в России валютно-финансовой системы, способствующей обмену товарами, работами, услугами и движению капитала между странами; обеспечение стабильности валюты РФ, гарантий иностранных инвестиций; защиту экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества России в валютно-финансовой сфере.

 

Однако вопросы валютного  регулирования и валютного контроля в законодательном плане еще  до конца не решены. Согласно ТК РФ, Федеральная таможенная служба России не является органом валютного контроля, что, естественно, напрямую отражается на эффективности работы, которую  до этого времени совместно проводили  таможенные и налоговые органы и  банковские структуры.

 

В отличие от ТК РФ 1993 г., содержавшего целую главу, посвященную валютному  контролю, осуществляемому таможенными  органами, в ТК 2003 г. такая глава  отсутствует. Можно предположить, что  функция таможенных органов будет  при новом ТК чисто технической. Выиграет ли от этого государство - большой вопрос. Ведь таможенные органы - единственные обладатели всего объема информации о перемещаемых через  границу товарах. Урезанный вариант  валютного контроля скорее принесет вред отлаженной системе взаимодействия различных структур, чем пользу.

Информация о работе Финансовые правоотношения