Финансовые полномочия Федерального Собрания РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Федеральное Собрание Российской Федерации – это государственный орган, одно из центральных звеньев механизма государства, участвующее в осуществлении таких функций государства, как законодательная, функция контроля за исполнением законов, и наделенное для этого властными полномочиями. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Работа содержит 1 файл

Финансовые_полномочия_Федерального_собрания_РФ_курсовая_фина.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

                                              План

                                                   Введение

 

     12 декабря 1993 г. был совершен  окончательный переход от советской  системы управления в государстве  к качественно новой, однако  вбирающей в себя опыт построения  органов советов и органов  исполнительной власти (в форме правительства), а также судебных и контрольно-надзорных органов власти.

     В силу ст. 3 Конституции РФ народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.

     Сообщество  всего многонационального народа России передает всю власть и бразды правления государству. Властное государственное управление подразумевает очень сложный механизм его осуществления.

     Механизм  осуществления государственной  власти и управления можно охарактеризовать следующим образом: это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

     Федеральное Собрание Российской Федерации –  это государственный орган, одно из центральных звеньев механизма государства, участвующее в осуществлении таких функций государства, как законодательная, функция контроля за исполнением законов, и наделенное для этого властными полномочиями. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

     Актуальность  темы данной работы это то, что финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Федеральное собрание играет в финансовой деятельности государства ключевую роль, как высший орган государственной власти.

     Практическая  значимость темы исследования в работе характеризуется тем, что согласно принципу разделения властей прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем, согласно ст. 104 Конституции РФ, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Федерального собрания РФ.

     Говоря  о структуре работы, то роль Федерального собрания в финансовой системе РФ мы раскроем во второй главе работы. В первой главе дадим краткую  правовую характеристику Федерального собрания в системе народовластия.

     Задачей работы будет показать структуру  и роль Федерального собрания как  высшего органа власти и его функции  в финансовой системе РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Общая характеристика и состав Федерального собрания

     1.1 Характеристика Федерального  собрания

 

     Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

     Федеральное Собрание состоит из двух палат –  Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами1.

     Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом. В отличие от Государственной  Думы, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не может быть распущен.

     Совет Федерации и Государственная  Дума заседают раздельно. Заседания  палат Федерального Собрания являются открытыми. В случаях, предусмотренных  регламентами, палаты вправе проводить  закрытые заседания. Палаты Федерального Собрания могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

     Совет Федерации и Государственная  Дума избирают из своего состава председателей палат и их заместителей. Председатели палат Федерального Собрания, их заместители ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком. Палаты Федерального Собрания образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

     1.2 Черты и признаки Федерального собрания

 

     Во  всех цивилизованных странах за представительными  органами государственной власти признается статус «высшего», в то время как, согласно ст. 94 Конституции РФ2, Федеральное Собрание явно необоснованно лишено такого статуса3.

     Характеризуя  высший представительный орган Российской Федерации как элемент механизма  государства, можно выделить следующие  его черты и признаки:

     1. По принципу места и взаимосвязей  с другими государственными органами  Федеральное Собрание является  основой триединства ветвей власти в Российской Федерации, вследствие чего является причиной существования остальных двух ветвей власти: исполнительной и судебной. (Отметим, что в Конституции России аксиома строения цивилизованного государства еще явно не достаточно четко представлена.).

     Поэтому Федеральному Собранию в машине государства  принадлежит первое место.

     2. Нужно сказать, что представительные  органы государства снизу доверху  стоят в центре практической  работы по осуществлению функций  государства. 

     Так, 450 депутатов нижней палаты парламента Государственной Думы являются проводниками «чаяний и желаний граждан, организаций, предприятий и учреждений». Государственная Дума должна быть (и хочется надеяться, является таковой) своеобразным аккумулятором и выразителем потребностей и идей всей страны и народа. Государственная Дума должна быть подлинно работающим народным органом. И в этом огромная ответственность ложится на депутата.

     Правовой  статус депутата Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

     Депутат Государственной Думы наделен широким  кругом правомочий: в части права  обращения (в форме запроса) в  другие государственные органы и  общественные организации; в части требования устранения нарушений исполнения законов со стороны государственных служащих разнообразных структур государства; в части права законодательной инициативы и т.д.

     Депутат неприкосновенен, что обеспечивает ему необходимую уверенность  в своих законных действиях, порой связанных с риском стать жертвой политических игр4.

     3. Обе палаты Федерального Собрания  Российской Федерации имеют свои  внутренние структуры. Так, Государственную  Думу возглавляет избираемый  председатель, также избираются  его заместители; Совет Государственной Думы; Счетная палата; другие комитеты и комиссии, которые призваны осуществлять согласованную работу по принятию необходимых законов.

     4. Сейчас в России фактически  все еще идет процесс выявления,  выбора наиболее лучшего вида формы республиканского правления: выбор между президентской и парламентской республикой, хотя по Конституции Россия является президентской республикой. Но в силу своей историчности единоличные и коллегиальные верховные органы власти России всегда были альтернативны и антагонистичны друг другу. Вспомним, например, Петра I и «неугодных» московских бояр.

     Причиной  «дележа» высшего места в иерархии государственного механизма является компетенция органов власти, т.е. реальное содержание и объем властных правомочий.

     В данном случае речь идет о правомочии назначать состав правительства  Российской Федерации - основной исполнительный орган государственной власти.

     5. Согласно своей компетенции, например, Государственная Дума обладает  властью издавать обязательные к исполнению правовые акты (в виде постановлений).

     В силу ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной  Думы относятся:

     а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

     б) решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации;

     в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

     г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов;

     д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным  законом;

     е) объявление амнистии;

     ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

     Постановления Государственной Думы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений  не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

     6. Важнейшей стороной осуществления  компетенции Государственной Думы  является наличие ее необходимой  материальной базы.

     Содержание  аппарата Государственной Думы предусматривается  отдельной строкой бюджета, принимаемого каждый год Федеральным Собранием  и одобряемого Президентом Российской Федерации.

     Кстати, вопросы федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и  денонсации международных договоров  Российской Федерации подлежат обязательному обсуждению в Государственной Думе и принятию по их поводу федеральных законов.

     7. Как уже говорилось, важнейшей  функцией Федерального Собрания  является правотворческая (законодательная).

     Для осуществления этой функции используются разнообразные формы и методы, которые подробно описаны и закреплены в положениях Конституции РФ и Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ. Это и правила законодательной процедуры, и формы осуществления взаимосвязей с Президентом, Правительством РФ, другими государственными и общественными организациями. Это и непосредственный контакт депутата (его непосредственная обязанность) со своими избирателями, а также другие формы и методы осуществления работы аппарата Федерального Собрания.

     Итак, мы пришли к выводу, что Федеральное  Собрание Российской Федерации можно  с полной уверенностью назвать первичным  звеном (элементом) в государственном  механизме России, это первичный  высший законодательный коллегиальный  орган российского государства  общей компетенции. 
 

     Глава 2 Финансовая деятельность Федерального собрания

     2.1 Контролирующие функции Федерального собрания

 

     Принцип разделения властей придает контролю за финансовой деятельностью органов  исполнительной власти со стороны органов  представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Информация о работе Финансовые полномочия Федерального Собрания РФ