Финансово-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Понятие финансово – правовых норм…………………………………….4

2.Признаки и особенности финансово – правовых норм…………………5

3. Виды финансово – правовых норм………………………………………8

4. Структура финансово – правовых норм……………………………….11

5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат по праву.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

    Однако  число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико, что объясняется  тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы  обязывающего характера. Предписывая  совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость  специального установления связанных  с этими действиями запретов.

    Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают  определенные права и обязанности  участников финансовых отношений, требуют  от них совершения определенных положительных  действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых  отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме  субвенций.

    Подавляющее число норм финансового права  носит обязывающий характер, так  как государство проводит свою финансовую политику, используя метод властных предписаний.

    Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

    Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

    Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное  устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

    Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных  денежных фондов (доходов). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как  регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные нормы содержатся в  Бюджетном кодексе РФ и Налоговом  кодексе РФ.

    В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует  в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы  и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является бюджетное  право, в котором от материальных норм довольно четко обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс. Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в Налоговом кодексе РФ. Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства. 

    4. Структура финансово  – правовых норм.

    Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

    В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три  элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция  легко отыскиваются в других статьях  этого же нормативного акта либо в  иных нормативных актах.

    Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает  на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей  деятельности определенный доход. Обязанность  предприятия уплатить в государственный  бюджет налог на прибыль реализуется  при условии, если оно имеет расчетный  счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль  и др.

    Гипотеза  имеется во всех финансово-правовых нормах. Обычно она формулируется  с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти  слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов  обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "

    Основа  финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как  должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права  и обязанности по формированию, распределению  или использованию государственных  и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного  поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются  через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих  условий, и гораздо реже - через  права.

    Способом  защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Эти санкции  распространяются на организации, должностных  лиц и граждан. Причем возможно одновременное  применение финансово-правовых санкций  к должностному лицу и к организации.

    Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия  за нарушение предписаний государства  в области финансов. Это пени и  штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных  в срок платежей, применение кредитных  санкций банка. В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося  в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет  некоторые особенности. Так, самую  распространенную санкцию в области  финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа  неизбежно применяется эта санкция.

    Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

    Данные  санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные  образования, (например, принудительное списание средств с единого счета  федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных  лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение  штрафов и пеней, приостановление  операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями  и т.п.). При этом возможно одновременное  применение финансово-правовой санкции  к должностному лицу и организации, учреждению.

    Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся федеральное  казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней  с физических лиц).

    Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в  сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

    Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций  за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены  меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера. 

    5. Действие финансово-правовой нормы во времени.

    Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством  и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов  имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.

    Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу.

    Существует  три способа установления момента  вступления в силу финансово-правовых актов.

    Прежде  всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения  срока после его официального опубликования.

    Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования  в официальных изданиях, т.е. в  «Российской газете» или «Собрании  законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования».

    Но  и из этого правила существуют исключения, а именно: 1) федеральные  законы, вносящие изменения в Налоговый  кодекс РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах  и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом  их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2) «акты  законодательства о налогах и  сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных  лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности  налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных  лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают  это» (п. 5 ст. 5 НК РФ).

    По  действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные или общие (не определены во времени  действия и утрачивают силу в связи  с их отменой или изменением) и  временные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются на определенный срок).  
 

 

Информация о работе Финансово-правовые нормы