Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:26, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие финансово – правовых норм…………………………………….4
2.Признаки и особенности финансово – правовых норм…………………5
3. Виды финансово – правовых норм………………………………………8
4. Структура финансово – правовых норм……………………………….11
5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17
Однако
число запрещающих финансово-
Обязывающие
финансово-правовые нормы устанавливают
определенные права и обязанности
участников финансовых отношений, требуют
от них совершения определенных положительных
действий. Например, нормы налогового
права предписывают субъектам налоговых
отношений при наличии
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер, так как государство проводит свою финансовую политику, используя метод властных предписаний.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В
зависимости от особенностей предмета
финансового регулирования
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.
Процессуальные
(процедурные) финансово-правовые нормы
устанавливают порядок
В
отличие от некоторых других отраслей
права финансовое право концентрирует
в единой совокупности материальные
и процессуальные нормы. Его разделы
и институты, как правило, в единстве
представляют материальные и процессуальные
нормы. Исключением является бюджетное
право, в котором от материальных
норм довольно четко обособляется совокупность
норм, регулирующих бюджетный процесс.
Значительное внимание формированию процессуальных
норм уделено в Налоговом кодексе РФ. Высокий
уровень разработанности и четкое соблюдение
процессуальных финансово-правовых норм
способствуют эффективности использования
механизма финансов, служат важной гарантией
реализации материальных прав и обязанностей
в области финансов в полном объеме, являются
необходимым условием формирования правового
государства.
4. Структура финансово – правовых норм.
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
В
статьях финансового
Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности определенный доход. Обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.
Гипотеза имеется во всех финансово-правовых нормах. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "
Основа
финансово-правовой нормы - диспозиция,
содержит предписание о том, как
должны поступать участники финансовых
отношений, т.е. определяет их права
и обязанности по формированию, распределению
или использованию
Способом
защиты правил, установленных финансово-
Санкции
финансово-правовых норм, как правило,
указывают на меры финансового воздействия
за нарушение предписаний
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.
Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.
Меры
финансово-правовой ответственности
применяются государственными органами
и их должностными лицами. К таким
органам относятся федеральное
казначейство, Государственный таможенный
комитет РФ, Центральный банк РФ.
Они применяют санкции в
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.
Среди
финансово-правовых санкций с учетом
основных направлений финансовой деятельности
можно выделить следующие их группы:
бюджетные, налоговые, кредитно-денежные,
валютные. Помимо рассмотренных санкций
за нарушения в области финансовой
деятельности могут быть применены
меры дисциплинарного, административного,
уголовно-правового и иного
5. Действие финансово-правовой нормы во времени.
Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.
Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу.
Существует три способа установления момента вступления в силу финансово-правовых актов.
Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.
Так,
федеральные законы, регулирующие финансовые
отношения, вступают в силу на всей
территории Российской Федерации через
10 дней с момента их опубликования
в официальных изданиях, т.е. в
«Российской газете» или «
Но и из этого правила существуют исключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ).
По
действию во времени финансово-правовые
нормы подразделяются на постоянные
или общие (не определены во времени
действия и утрачивают силу в связи
с их отменой или изменением) и
временные (определены во времени действия,
т. е. устанавливаются на определенный
срок).