Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа
Основной целью работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов становления и развития института финансово-правовой ответственности в Российской Федерации и определение основных направлений его совершенствования. Для достижения этой цели были поставлены и следующие задачи:
- выявление сущности и особенностей финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности;
-анализ особенностей финансовых санкций;
-проанализировать значение финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1 Основные этапы развития законодательства о финансово-правовой ответственности 5
1.2 Понятие, признаки и функции финансово-правовой ответственности 8
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 14
2.1 Понятие и виды финансово-правовой санкции 14
2.2 Значение и проблемы финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 26
В российском финансовом праве санкции имеют общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.
Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям.
По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.
По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов
Воздействие на уровне санкции финансовой нормы осуществляется в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений. Специфика воздействия санкций при обеспечении правомерного поведения состоит в том, они воздействуют на субъекта сообщая ему возможные неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в случаи нарушения правила поведения, изложенного в диспозиции финансовой нормы.
2.2 Значение и проблемы финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины
В результате реализации финансовой ответственности укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — «это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений»20.
Меры финансовой ответственности, являясь по своей сути «правовыми ограничениями»21, и сформулированные в санкциях финансовых норм, призваны обеспечить правомерное поведение субъекта в финансовых правоотношениях, характеризующие динамику финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.
Финансово-правовая ответственность играет важную роль в укреплении финансовой дисциплины. Важность этой роли обусловлена тем, что «поскольку финансовая деятельность является целенаправленной, она немыслима без
дисциплины и должна быть урегулирована, без чего нельзя добиться проведения государственной воли в жизнь»22.
Финансово-правовая ответственность обеспечивает нормальное функционирование финансово-правовых отношений через применение санкций преимущественно денежного характера к нарушителям законодательства о порядке аккумуляции, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Итак, роль финансовой ответственности в сфере укрепления финансовой дисциплины находит своё проявление в качестве её юридических функций, то есть функций, которые свойственны институту юридической ответственности в целом, как то: предупредительной, карательной, правовосстановительной.
Основной среди названных функций является - карательная, штрафная. Она реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Эти отношения регулируются нормами финансового права как средством защиты от нарушений условий существования общества.
Реализация мер финансово-
Предупредительная функция
направлена на недопущение нарушений
норм, устанавливающих порядок
Часто меры финансовой ответственности
как ответственности
Установление финансово-
Несмотря на то, что финансовая
ответственность играет важную роль
в укреплении финансовой дисциплины,
она используется наряду с другими
формами государственного принуждения.
Реализация финансовой ответственности
в виде финансовых санкций должна
иметь не только мотивационное,
устрашающее воздействие на тех,
кто собирается совершить финансовое
правонарушение, но и воспитательное
значение, которое не могло бы осуществляется
в полной мере, если бы за ним не стояла
возможность применения государственного
принуждения в случае нарушения
порядка осуществления
Не менее насущным является
законодательное решение
Тем более, наличие таких
составов правонарушений, за которые
предусмотрено наложение
Действующему законодательству
о финансово-правовой ответственности
присущи многие характерные неопределенности
и противоречия, которые не позволяют
в ряде случаях надлежащим образом
реализовать принципы юридической
ответственности. В целом российское
законодательство о финансово-правовой
ответственности устанавливает
чаще всего жесткие меры наказания
и предоставляет широкие права
соответствующим органам для
их применения. Вместе с тем сама
по себе суровость мер не решит
проблемы роста правонарушений. Поэтому
для развития разумной экономической
политики, для стимулирования добросовестного
хозяйствующего субъекта, для исключения
желания нарушать установленные
правовые предписания необходимо гармоничное,
четкое, взаимосвязанное, внутренне
непротиворечивое финансовое законодательство.
Назрела необходимость его
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив мнения ученых
о понятии финансово-правовой
ответственности, мы отметили, финансовую
ответственность определяют
Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются: а) формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах; б) гарантированность государством; в) реализация в двух формах - позитивной и негативной; г) обеспеченность государственными мерами воздействия - убеждением или принуждением; д) наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий; е) осуществление в процессуальной форме.
Вместе с тем финансовая
ответственность имеет
Финансовая ответственность преследует две цели: охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства; стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов финансового права.
Цели финансовой ответственности реализуются в функциях, которые отражают предназначение этого охранительного института, тесно связаны с применением финансово-правовых санкций и имеют социальные последствия. Следовательно, в механизме правового регулирования финансовых отношений она выполняет юридическую и социальную функции. Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).
Финансово-правовая ответственность
включает в себя все признаки, которые
характеризуют ее как правовую. Этот
вид ответственности
Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов.
Практические предложения
по совершенствованию
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
1.2 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.2012 № 19 ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3824.
1.3 «Об основах налоговой системы в РФ» Закон РФ от 27 декабря 1991 г. // «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.03.1992. - № 11. - ст. 527 ( утратил силу c 1.01. 2005 ФЗ 29.07.2004 № 95-ФЗ).
1.4 «О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением» Закон РФ от 18 июня 1993 г. // «Российская газета». - 02.07.1993. - № 125.(утратил силу ФЗ от 22.05. 2003 № 54-ФЗ).