Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа
Основной целью работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов становления и развития института финансово-правовой ответственности в Российской Федерации и определение основных направлений его совершенствования. Для достижения этой цели были поставлены и следующие задачи:
- выявление сущности и особенностей финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности;
-анализ особенностей финансовых санкций;
-проанализировать значение финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1 Основные этапы развития законодательства о финансово-правовой ответственности 5
1.2 Понятие, признаки и функции финансово-правовой ответственности 8
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 14
2.1 Понятие и виды финансово-правовой санкции 14
2.2 Значение и проблемы финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 26
- является последствием виновного деяния;
- состоит в применении правовых санкций и связана с отрицательными последствиями материального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;
- реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Фактическим основанием реализации
финансовой ответственности является
финансовое правонарушение, представляющее
собой самостоятельный вид
Финансовое законодательство
не содержит единого комплексного понятия
финансового правонарушения, но закрепляет
определения его разновидностей
– налоговые правонарушения, нарушения
бюджетного законодательства, нарушение
валютного законодательства, нарушения
банковского законодательства, нарушения
в сфере обязательного
Согласно ст. 106 НК РФ «налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность»11.
От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). В то же самое время, необходимо отметить определенную схожесть финансово-правовой и административной ответственности, так как и та, и другая вытекает из публичных правоотношений. От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере. При этом финансовая ответственность имеет некоторые черты сходства с гражданско-правовой ответственностью: по имущественному характеру, наличию правовосстановительной функции, используемым санкциям, а также возможности добровольного восстановления правонарушителем нарушенной имущественной сферы.
Учитывая названные
Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:
Карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;
Правовосстановительная (компенсационная), цель, которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;
Предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений, как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны окружения;
Воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;
Охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;
Регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.
Анализ юридической литературы, а также содержание нормативных актов позволяют выделить основные признаки финансово-правовой ответственности, свидетельствующие о ней как о самостоятельном виде юридической ответственности.
Во-первых, финансово-правовая ответственность
носит имущественный характер, который
проявляется в государственно-
Во-вторых, она заключается в применении к правонарушителю специальных финансово-правовых санкций, взыскиваемых исключительно в денежной форме в доход государства (т.е. в пользу потерпевшей стороны);
В-третьих, основанием привлечения к ней является финансовое правонарушение, т.е. противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок в сфере финансов, за которое финансовым законодательством установлена ответственность;
В-четвертых, меры финансово-правовой
ответственности применяются
В-пятых, меры финансово-правовой ответственности применяются широким кругом уполномоченных на то государственных органов и их должностными лицами;
В-шестых, порядок наложения финансово-
В-седьмых, применение мер финансово-правовой ответственности имеет целью как восстановление имущественных интересов потерпевшей стороны (государства), так и наказание нарушителя, предупреждение совершения им в будущем новых правонарушений;
Таким образом, финансово-правовую ответственность можно определить как правоотношение, возникающее из нарушения физическими лицами и организациями своих финансовых обязательств перед государством, выражающееся в форме неблагоприятных последствий имущественного характера для правонарушителя.
ГЛАВА
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВО
2.1 Понятие и виды финансово-
Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей финансовой обязанности, в тоже время может реализовываться только в ретроспективном порядке после того, как данная обязанность не будет исполнена или будет исполнена ненадлежащим образом.
В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин «санкция» употребляется в самом широком смысле и в разных значениях. Санкция - часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. «Санкция - государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер»13. Санкция - разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Это мера принуждения для обеспечения назначения и осуществления ответственности за правонарушение. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права.
Санкции, предусматривающие юридическую ответственность, носят, как правило, относительно определенный характер, что вытекает из принципа индивидуализации юридической ответственности в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развитие и укрепление демократических основ.
Первое упоминание на законодательном уровне термина «финансовые санкции» было в п.8 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР»14.
В настоящее время термин «финансовая санкция» используется более чем в трехстах действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и её субъектов. В ряде нормативных правовых актов собственно термин «финансовая санкция» не используется, в то время как под иным именем речь идет именно о них. Бюджетный Кодекс Российской Федерации использует термин «меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства», совпадающий по своему значению с термином «финансовая санкция».
Понятие «финансовые санкции» в научных трудах появилось в 1940 г. в учебном пособии под редакцией М.А. Гурвича. Под определением финансовые санкции он подразумевал «наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользованием»15.
Финансово-правовая ответственность
связана с применением санкций
как структурных элементов
Санкция являет собой элемент правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя. Она существует в правовой норме как стимулятор, воплощенный в действительность лишь при правонарушении. Из этого можно сделать вывод, что «санкция правовой нормы существует всегда, а правовая ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы»17.
При рассмотрении финансово-правовых санкций следует уточнить сферу их действия. Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг.
Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.
Финансовые санкции - это средства принудительного воздействия. Их содержание состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Например, списание бюджетных средств с лицевого счета их получателя предполагает лишение данного лица права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на такие средства. Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством финансовых санкций государство заставляет нарушителя претерпеть определенные ограничения его имущественных прав независимо от того, желает он этого или нет. В применении данных санкций реализуются властные полномочия компетентных государственных органов и иных компетентных организаций.
Основанием применения финансовой санкции является совершение финансового правонарушения. Так, ст. 283 Бюджетного кодекса РФ определяет в качестве оснований применения мер принуждения (финансовых санкций) целый ряд нарушений бюджетного законодательства.
Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:
Правовосстановительные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства.
Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой «сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок»18, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства. Согласно ст. 75 НК РФ пеня – «денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки»19.
Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.
Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.