Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие финансов. Понятие, содержание и сфера осуществления финансовой деятельности государства.
Понятие финансовой системы.

Работа содержит 1 файл

8 фин право.docx

— 64.59 Кб (Скачать)

Финансовое  право Республики Казахстан и  зарубежных стран_5В030200Международное  право_2года_рус_1курс_лекции - Финансовое право Республики Казахстан и  зарубежных стран_2года_рус_1 курс_лекции

 

Тема 1. Финансовая деятельность государства 

 

1.Понятие финансов.

2.Понятие, содержание  и сфера осуществления финансовой  деятельности государства.

3.Понятие финансовой системы.  

 

1.Понятие финансов.

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежных отношения в стране и в обществе. Финансы как явление общественной жизни возникли с появлением государства и в связи с движением денег. Финансы - это те денежные отношения, которые порождены самим фактом наличия государства. А деньги как знаки обмена появились задолго до возникновения государства и являются обязательным условием существования финансов.

Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйства  основанных на разных формах собственности, на осуществление экономических  связей между регионами страны. В  финансах мы наблюдаем единство распределительного процесса и движения финансовых ресурсов. В результате рассмотрения специфических  черт финансов приходим к следующему определению этой экономической  категории: «Государственные финансы  представляют собой совокупность экономических  отношений, возникающих в рамках распределительного процесса, то есть систему (императивных) экономических (денежных) отношений перераспределительного характера, постоянным субъектом которых всегда выступает государство».

2.Понятие, содержание и сфера осуществления финансовой деятельности государства.

Финансовая  деятельность государства — это планомерная, целеориентированнаядеятельность финансовых, кредитных, фискальных и других уполномоченных государственных органов, направленная на формирование, распределение и организацию использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть  механизма социального управления. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень  общественного благосостояния, гарантирует  прожиточный минимум, обеспечивает занятость населения.

3.Понятие финансовой системы.

Финансовая  система государства - это совокупность государственных финансовых отношений, в рамках которой формируются и распределяются государственные денежные фонды.Денежные фонды, как правило, представляют собой относительно обособленную часть финансовых ресурсов (денежных средств), имеющих целевое назначение, нормативно-правовую базу и относительную самостоятельность функционирования. Следует заметить, что совокупность государственных финансовых отношений составляет базисную основу финансовой системы.

Таким образом, финансовую систему  государства можно рассматривать: в материальном смысле; в экономическом  смысле; в организационном смысле.

Предметом финансового нрава  являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов, т.е. государственные финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой мобилизационно-распределительной   деятельности   государства.

Данные государственные  финансовые отношения, подразделяются: на материальные и организационные.      

Финансовое право можно  определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения,   возникающие   в   процессе   формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Источники финансового права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся финансово   -   правовые   нормы,   регулирующие государственные финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Источником финансового  права может считаться любой  нормативный   правовой   акт,  содержащий   положения относительно финансовой деятельности государства, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных правовых актах относящихся к другим отраслям права.

Система финансового права — это его внутренняя структура, которая состоит из множества составных элементов и взаимосвязей между ними, т.е. объективно обусловленное системой реально складывающихся и развивающихся государственных финансовых отношений, возникающих в процессе  финансовой деятельности,  объединение  и расположение финансово-правовых норм в определенной, логической последовательности.

Финансовое право Республики Казахстан состоит из двух крупных  подразделений - Общей и Особенной  частей. 

 

Основная  литература

1.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы: Баспа, 2001.

2.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. -Алматы: Норма-К, 2002.

3.   Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алматы: Же™ Жаргы, 1995.

4.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. Н.И. Химичевой. - М: Юрист, 1999.

5.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 2000.

Дополнительная  литература

1.   КарасеваМ.В. Финансовое право.-М.: Юрист, 1999.

2.   Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. - М: Юрци1, 1995.

3.   Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Вельский К.С. Финансовое право. - М: БЕК, 1995.

5.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М.: Новый юрист, 1997.

6.   Годме Поль Мари. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

7.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. - М: Норма, 20б4

8.   Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1994.

9.   Финансы. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

10. Деньги. Кредит. Банки. / Под  ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

11. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения. / Под  ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Международные  отношения, 2001.




 

 

Тема 2. Правовые основы денежной системы Республики Казахстан и зарубежных стран 

 

1.Понятие  и функции денег.

2.Понятие, принципы и  элементы денежной системы.

3.Наличное и  безналичное денежное обращение

Официальная денежная единица-это  установленный в законодательном  порядке денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты, который  служит для соизмерения и выражения  цен всех товаров и услуг.

Функции денег:

1. деньги являются средством  платежа;

2. деньги служат мерой  стоимости;

3. деньги являются средством  накопления.

2.Понятие, принципы и  элементы денежной системы.    

Денежная  система Республики Казахстан представляет собой организационные формы функционирования денег, в стране, закрепленные национальным законодательством.   В условиях перехода к рыночной экономике, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения публичных и частных интересов, а также они отражают глубинное  состояние  экономики,   в  первую   очередь наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов экономической и неэкономической деятельности.

Элементы  денежной системы:

1. официальная денежная  единица;

2. виды денежных знаков;

3. порядок эмиссии денег;

4. режим валютного обращения;         

5. организация денежного  обращения

3.Наличное и  безналичное денежное обращение

Безналичное денежное обращение- это расчеты между юридическими и физическими лицами, при которых хранение и движение денежных средств происходит без участия наличных денег, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет плательщика на счет получателя, а также зачетов взаимных требований.

При безналичном денежном обращении реальные (наличные) денежные знаки как средство платежа между  субъектами соответствующих отношений  отсутствуют, т.е используются символы в виде цифровых записей об обращающейся денежной массы.

Денежная система - это  устройство денежного обращения  в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения  и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро  вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными  деньгами. Системы металлического денежного  обращения, в свою очередь, делятся  на биметаллические и монометаллические  системы. Биметаллические — это  денежные системы, при которых государство  законодательно закрепляет роль всеобщего  эквивалента (то есть денег) за двумя  благородными металлами золотом  и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. При монометаллизме всеобщим эквивалентом служит один денежный металл (золото или серебро). Одновременно в денежном обращении функционируют другие денежные знаки: банкноты, казначейские билеты, разменная монета. Эти денежные знаки свободно обмениваются на денежный металл (золото или серебро).

Наибольшее распространение  в мире получил золотой монометаллизм. Различается три вида золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и  золотодевизный стандарты.

При золотомонетном монометаллизме цены товаров исчисляются в золоте, во внутреннем обращении страны функционируют  полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег. Производится свободная чеканка  золотых монет; все денежные знаки (банкноты, разменные монеты) свободно обмениваются на золото; допускается  свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. После Первой мировой войны вместо золотомонетного монометаллизма были установлены золотослитковый и золотовалютный (золотодевизный) виды монометаллизма. При золотослитковом стандарте обмен банкнот и других денег осуществляется только на слитки весом 12,5 кг; при золотодевизном — обмен банкнот и других денег стал проводиться на валюту девизов стран, где разрешался обмен на золотые слитки. После 1929—1933 гг. были ликвидированы все формы золотого монометаллизма, а после Второй мировой войны на конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. была оформлена так называемая Бреттон-Вудская денежная система, характеризующаяся следующими чертами: золото вытесняется из свободного оборота и выступает лишь средством окончательного расчета между странами; наряду с золотом международным средством и резервной валютой выступают доллар (США) и фунт стерлингов (Великобритания); на золото обмениваются только резервные валюты по установленному соотношению, а также на свободных золотых рынках; межгосударственное регулирование валютных отношений осуществляется МВФ (Международным валютным фондом). Бреттон-Вудская денежная система представляла Собой систему международного золотодевизного монометаллизма на основе доллара

В 70-е гг. XX в. в связи с Сокращением золотых запасов в США эта система потерпела крах. В 1976 г. на смену Бреттон-Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ (о. Ямайка) в 1976 г. и ратифицированная странами — членами МВФ в 1978 г.

Согласно Ямайской валютной системе мировыми деньгами были объявлены  специальные права заимствования (СДР), которые стали международной  единицей. При этом доллар сохранил важное место в международных расчетах и валютных резервах других стран. Кроме того, юридически была завершена демонетизация золота, то есть утрата золотом денежных функций. В то же время золото остается резервом государства, оно необходимо для приобретения валюты других стран.

В настоящее время ни в  одной стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные  деньги (казначейские билеты) и разменная  монета. 

 

Основная  литература

1.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы: Баспа, 2001.

2.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. -Алматы: Норма-К, 2002.

3.   Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алматы: Же™ Жаргы, 1995.

4.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. Н.И. Химичевой. - М: Юрист, 1999.

5.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 2000.

Дополнительная  литература

1.   КарасеваМ.В. Финансовое право.-М.: Юрист, 1999.

2.   Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. - М: Юрци1, 1995.

3.   Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Вельский К.С. Финансовое право. - М: БЕК, 1995.

5.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М.: Новый юрист, 1997.

6.   Годме Поль Мари. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

7.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. - М: Норма, 20б4

8.   Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1994.

9.   Финансы. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

10. Деньги. Кредит. Банки. / Под  ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

11. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения. / Под  ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Международные  отношения, 2001.




 

 

Тема 3 . Бюджетное устройство Республики Казахстан и зарубежных стран 

 

1.        Бюджетное устройство.

2.  Бюджетная система.

3.        Управление в области бюджета.

1. Бюджетное устройство.

Бюджетное устройство включает 
в себя: 1) бюджетную систему, её составные части и компоненты (звенья бюджетной системы); 2)принципы, организации бюджетного устройства; 3) бюджетное регулирование, что отображает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства 
целом и каждого его компонента в отдельности.  

 

2. Бюджетная система.  

 

Бюджетная система - это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему. Бюджетное устройстве определяется государственным устройством страны.

Так, для федеративных государств характерна трехуровневая бюджетная система: первый уровень - федеральный бюджет; второй уровень бюджеты субъектов федерации: третий уровень - местные бюджеты. Для государств унитарного типа к которым относится и Казахстан, характернадвухуровневая бюджетная система: центральный (общегосударственный, республиканский) бюджет: б) местные бюджеты. 
Прежде чем охарактеризовать бюджетную систему Республики Казахстан, остановимся папринципах формирования бюджетных систем.

Бюджетные системы могут быть двух видов: 1) системы, основанные напринципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав  вышестоящего  бюджета.   Более мягким  проявлением принципа бюджетного централизма является припцин единства бюджетнойсистемы; б) бюджетные системы, основанные на принципе автономности. 
бюджетов адмипйстративпо-территориальпых единиц.  

 

3. Управление  в области бюджета. 

 

Управление в области  бюджета - это институт общей части бюджетнен права, представлшойщй собой совокупность правовых норм, опредслятотпв компетенцию общественно-территориальных образований в облает бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию.

Института под таким названием  в составе бюджетного права обычно не выделяют. Тем не менее, на наш  взгляд, он все-таки существует. Объясняете это, прежде всего тем, что вес  процессы формирования и распределен  и бюджета носят организованный и целенаправленный характер. Управление области бюджета является частью управления в области финансов, т. е. в данном случае мы имеем дело с частным проявлением института  общей части финансового права  «Управление в области финансов»  в одной из сфер финансовой деятельности, а именно в сфере бюджета. Система, органов; осуществляющих   управление    в    области    бюджета,    не    формируют организационно оформленную отрасль государственного управления, хотя ведущая роль Министерства финансов в этой, сфере достаточно очевидна. Бюджетную   деятельность   (точнее,   деятельность   в   сфере  бюджета осуществляют в той или иной мере большинство государственных органов, поскольку все они, так или иначе, имеют дело с бюджетом.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский  бюджет; областной бюджет, бюджеты  города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения). Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся  к местным бюджетам. В Республике Казахстан в случаях, установленных  настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. В Республике Казахстан составляются государственный  и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической  информации и не подлежащие утверждению.      

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и  местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними. Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учетавзаимопогашаемых операций между ними. Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учетавзаимопогашаемых операций между ними.

Чрезвычайный государственный  бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или  военного положения в Республике Казахстан. О принятии чрезвычайного  государственного бюджета незамедлительно  информируется Парламент Республики Казахстан. На время действия чрезвычайного  государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете  и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается.  

Чрезвычайный государственный  бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.  

С прекращением действия чрезвычайного  государственного бюджета производится уточнение республиканского и местных  бюджетов.

Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных  кредитов, поступления от продажи  финансовых активов государства, займы. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления  от продажи основного капитала, поступления  трансфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых  трансфертов. Введение новых видов  доходов, отмена или изменение действующих  осуществляются с обязательным внесением  изменений или дополнений в настоящий  Кодекс. 

Налоговыми поступлениями  являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные  Налоговым и Таможенным кодексами  Республики Казахстан.

Неналоговыми поступлениями  являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные  настоящим Кодексом и другими  законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым  кодексом Республики Казахстан, таможенным законодательством таможенного  союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные  гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

Поступлениями от продажи  основного капитала являются поступления  в бюджет денег:       

1) от продажи государственного  имущества, закрепленного за государственными  учреждениями;       

2) от продажи товаров  из государственного материального  резерва;       

3) от продажи земельных  участков, находящихся в государственной  собственности, в частную собственность  или предоставления их в постоянное  или временное землепользование  либо реализованных иным способом  в порядке, предусмотренном законами  Республики Казахстан или международными  договорами;       

4) от продажи нематериальных  активов, принадлежащих государству.  

Поступлениями трансфертов  являются поступления трансфертов  из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. 

Суммами погашения бюджетных  кредитов являются поступления в  бюджет, связанные с возвратом  основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным  гарантиям.  

Поступлениями от продажи  финансовых активов государства  являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг  юридических лиц, в том числе  международных организаций, находящихся  в государственной собственности, государственных учреждений и государственных  предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном  управлении или хозяйственном ведении  государственных предприятий.      

Займами являются поступления  денег в бюджет, связанные с  выпуском государственных эмиссионных  ценных бумаг и (или) заключением  договоров займов.

Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

Затратами являются бюджетные  средства, выделяемые на невозвратной основе.

Бюджетными кредитами  являются деньги, выделяемые из бюджета  на возвратной, срочной и платной  основе.

Приобретением финансовых активов  являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную  собственность долей участия  и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных  организаций.

Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в  соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными  Республикой Казахстан, а также  по внутренним займам.

Структура бюджета состоит  из следующих разделов:

1) доходы:     

налоговые поступления;     

неналоговые поступления;     

поступления от продажи основного  капитала;     

поступления трансфертов;     

2) затраты;     

3) чистое бюджетное кредитование:     

бюджетные кредиты;    

погашение бюджетных кредитов;     

4) сальдо по операциям  с финансовыми активами:    

приобретение финансовых активов;    

поступления от продажи финансовых активов государства;    

5) дефицит (профицит) бюджета;     

6) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

поступление займов;

погашение займов;

используемые остатки  бюджетных средств. 

 

Основная  литература

1.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы: Баспа, 2001.

2.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. -Алматы: Норма-К, 2002.

3.   Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алматы: Же™ Жаргы, 1995.

4.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. Н.И. Химичевой. - М: Юрист, 1999.

5.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 2000.

Дополнительная  литература

1.   КарасеваМ.В. Финансовое право.-М.: Юрист, 1999.

2.   Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. - М: Юрист, 1995.

3.   Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Вельский К.С. Финансовое право. - М: БЕК, 1995.

5.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М.: Новый юрист, 1997.

6.   Годме Поль Мари. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

7.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. - М: Норма, 20б4

8.   Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1994.

9.   Финансы. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

10. Деньги. Кредит. Банки. / Под  ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

11. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения. / Под  ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Международные  отношения, 2001.




 

 

Тема 4. Налог как  финансово-правовая категория. 

 

1.Понятие и  признаки налога.

2.Понятие государственного  сбора, государственной пошлины  и других обязательных платежей  в бюджет.

3.Элементы налога.

1.Понятие и  признаки налога.

Налог — это установленный  государством в лице уполномоченного  органа в одностороннем порядке  и в надлежащей правовой форме  обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер.

Материальным признаком  налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежных налогах) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которое налогоплательщик обязан отдать государству.

К юридическим признакам  налога относятся:

1)установление налога  государством; 2)существование налога  только в правовой форме; 3)установление налога надлежащим органом и актом, надлежащей правовой формы (признак законности налога); 4) принудительный характер налога; 5) налог является

обязательным платежом; 6) уплата налога является юридической обязанностью; 7) порождение налогом стабильных финансовых обязательств; 8) правомерность изъятия денег; 9) обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности; 10) наличие государственного контроля зауплатой налога.

К экономическим признакам  налога можно, на наш взгляд, отнести  следующие: 1) налог выступает в  качестве платежа государству; 2) безвозвратность; 3) безэквивалентность; 4) стабильный характер налоговых отношений; 5) наличие объекта обложения; 6) определенность субъекта налога; 7) определенность размера налога; 8) фиксированность сроков уплаты; 9) налог является доходом государства; 10) смена формы собственности при уплате налога.

2.Понятие государственного  сбора, государственной пошлины  и других обязательных платежей  в бюджет.

Сбор  - разовый платеж государству за право пользования или право осуществления деятельности.

Пошлина - разовый платеж за совершение юридически значимых действий государственными органами.

Плата-систематический платеж за использование природных рисурсов, носящий компенсационный характер.

Платы (применительно к  финансовой деятельности государства), то в Казахстане это название применяется к нескольким видам платежей: плата за воду, плата за отпуск древесины на корню, плата за пользование государственным имуществом и т.д.

Основное отличие  налога от платы заключается в  том, что налог является безвозмездным  и безэквивалентным платежом, а плата - возмездным и эквивалентным.

3.Элементы налога.

Налог - это достаточно сложное  образование, имеющее определенную внутреннюю структуру,состоящую из следующих элементов.

1. Правовая основа налога (в силу чего возникает обязанность  уплатить налог)

2. Субъект налога (кто  платит налог).

3. Объект налога (за что  платят налог).

4. Норма налога (в каких  размерах платят налог).

5. Порядок уплаты налога (каким образом уплачивается налог).

Каждый налог представляет собой комплекс указанных элементов. Если какой-нибудь из этих элементов не определен — значит налог нельзя считать установленным.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения  — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит  в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция  налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства. По мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения  — позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступлений  в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения  — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему  льгот и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы  являются налоги и сборы. С помощью  налоговой системы государство  реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и  перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более  широком смысле экономикой страны вообще.

Основными функциями налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.  

 

Основная  литература

1.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы: Баспа, 2001.

2.   Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. -Алматы: Норма-К, 2002.

3.   Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алматы: Же™ Жаргы, 1995.

4.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. Н.И. Химичевой. - М: Юрист, 1999.

5.   Финансовое право: Учебник. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 2000.

Дополнительная  литература

1.   КарасеваМ.В. Финансовое право.-М.: Юрист, 1999.

2.   Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. - М: Юрци1, 1995.

3.   Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Вельский К.С. Финансовое право. - М: БЕК, 1995.

5.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М.: Новый юрист, 1997.

6.   Годме Поль Мари. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

7.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. - М: Норма, 20б4

8.   Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1994.

9.   Финансы. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

10. Деньги. Кредит. Банки. / Под  ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

11. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения. / Под  ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Международные  отношения, 2001.




 

 

Тема 5. Правовые основы финансового контроля 

 

1. Понятие и элементы  финансового контроля. 

2. Методы финансового  контроля. 

3. Классификация финансового контроля.

1. Государственный   финансовый контроль - это деятельность уполномоченных на то финансово - контрольных, кредитных, а также независимых аудиторских органов,   осуществляемая  посредством   специфических организационных форм и методов в целях установления достоверности   и   законности   финансовых   операций, объективной оценки экономической эффективности публичной и корпоративной финансово - хозяйственной деятельности и выявления резервов ее проведения, увеличения доходных поступлений государственного бюджета и сохранности государственной собственности. В соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса РК«Государственный финансовый контроль (внешний и внутренний) - проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования связанных грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении».  

 

Основным объектом государственного финансового контроля являются юридические лица сфер публичного и корпоративного хозяйствования. Так, объекты государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом РК - это Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие связанные гранты, активы государства, гарантированные государством займы.

Органы государственного финансового контроля –

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета      и центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю.    

Цели   государственного   финансового   контроля:

1. установление законности, достоверности и целесообразности проводимых субъектами финансовых отношений финансовых операций;

2. выявление фактов нарушения  финансового законодательства;

3. выявление виновных  лиц и привлечение их к установленной     соответствующим    законодательством ответственности:

4. выявление  резервов  повышения  экономической эффективности  публичной  финансово   - хозяйственной деятельности;

5. выявление дополнительных  источников финансирования приоритетов социально - экономического развития страны:

6. выявление фактов нарушения  финансовой дисциплины и устранения  их  последствий  путем применения  в установленном порядке мер воздействия к виновным лицам.

Задачи государственного финансового контроля:

1.  обеспечение     соблюдения     финансового законодательства;

2. обеспечение оптимального  функционирования всех звеньев  финансовой системы;

3. обеспечение нормального  функционирования денежной системы  страны, в т.ч. национальной валютной системы;

4. содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах наличием и размерами фондов денежных средств государства;

5. обеспечение соблюдения  финансового правопорядка;

6. устранение нарушений  финансового правопорядка;

7. обеспечение своевременности  и полноты выполнения обязанными  субъектами своих финансовых обязательства перед государством;

8. обеспечение законности, рационального, эффективного и  целевого использования государственных  финансовых ресурсов;

9. содействие правильной  реализации специализированными  финансовыми  органами  своих функциональных обязанностей.

Принципы государственного финансового контроля 

Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов  независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности  с учетом обеспечения режима секретности.

Принцип независимости - недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий Маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций.

Принцип объективности  контроля - проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного финансового контроля, недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов.

Принцип достоверности результатов контроля - подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля.

Принцип прозрачности контроля - ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий Маслихатов Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан,Маслихатам.

Принцип компетентности - совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий Маслихатов, необходимых для осуществления качественного контроля.

Принцип гласности - публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. 

 

 

 

2. Методы  финансового контроля.

Среди основных методов финансового  контроля различают: 
наблюдение, проверки, обследования, анализ и ревизия.  

 

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием 
финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности, 
проводится па месте, где используются балансовые, отчетные и расходные 
документы для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранение их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон 
деятельности и опирается на более широкий круг показателей, 
чем и отличается от проверки. При обследовании используются такие 
приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используются дня оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.  

 

Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и по факторным подходам, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. 

 

Основным методом финансового  контроля является ревизия. 
Ревизия - это наиболее глубокое и полное обследование финансово- 
хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Они проводятся как по плану этих органов, так и по указанию других 
компетентных органов, в том числе правоохранительных.

Ревизии проводятся на основе заранее составленной программы  работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

-проверять на ревизуемых  предприятиях первичные документы,  бухгалтерскую отчетность, планы,  сметы, фактическое наличие денег,  ценных бумаг, товарно-материальных  ценностей и основных фондов;

-проводить частичные  или сплошные инвентаризации, 
опечатывать склады, кассы, кладовые;  

- привлекать специалистов  и экспертов для проведения  ревизии; 
  - получать от должностных   и материально-ответственных   лиц письменные разъяснения но  возникающим  в  ходе  ревизии вопросам и т.д.

Документальные ревизии включают в себя проверку различных 
финансовых документов.

Па   основе   их   анализа   можно   определить   законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных 
бумаг и материальных ценностей. 

 

По  времени осуществления ревизии делятся на плановые и 
внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который 
составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах.

Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 
раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже 2 раз в год.

По   обследуемому   периоду   деятельности   ревизии   делятся на 
фронтальные и выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая 
деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку 
финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени. 

 

По объекту ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на 
комплексные и тематические. 

 

При комплексных проверяется  финансовая деятельность данного 
субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов).

Тематические водятся  к обследованию какой-либо сферы 
финансовой деятельности. 

 

3. Классификация  финансового контроля.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие  типы:

1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности  объекта государственного финансового  контроля требованиям законодательства  Республики Казахстан;

2) контроль финансовой  отчетности - оценка достоверности,  обоснованности и своевременности  составления и представления  финансовой отчетности объектом  государственного финансового контроля;

3) контроль эффективности  - проверка и оценка экономичности,  результативности и продуктивности, с которыми объект государственного  финансового контроля использует  средства республиканского или  местных бюджетов, активы государства,  гарантированные государством займы,  деньги от реализации государственными  учреждениями товаров (работ,  услуг), связанные гранты.

Финансовый контроль может  классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от времени проведения,  в зависимости от той сферы финансовой деятельности, в которых государственный финансовый контроль имеет место, в зависимости от правового статуса и характера, осуществляемого государственного финансового контроля, с позиции разделения властей, в зависимости от способа осуществления и внешнего выражения государственного финансового контроля.  

 

По субъектному  составу контролирующих органов финансовый 
контроль может быть: 

- государственным,

-внутрихозяйственным, 
-финансово-кредитных органов (банковский контроль), 

-общественным

-независимым (аудиторским).  

 

В зависимости от времени  проведения финансовый 
контроль может быть: предварительный, текущий и последующий. 

Предварительный финансовый контроль проводится до 
совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Он имеетважное значение для предупреждения  нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются следующие документы - проекты бюджетов, финансовых планов смет кредитные и кассовые заявки и т.п., подлежащие утверждению и исполнению.

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе 
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных

средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). 

 

Последующий    финансовый     контроль      это    контроль,

осуществляемый поле совершения финансовых операций (поле исполнения доходной расходной частей бюджета; уплаты налогов и т.д.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. 

 

Обязательный контроль проводится:

А) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета но итогам за год;

Б) по решению компетентных государственных органов 

( например, проверки и  обследования налогоплательщиков  по вопросам налогообложения  со стороны налоговых органов).  

 

Инициативный финансовый контроль осуществляется по 
самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. 

Согласно Бюджетного кодекса РК выделяется внешний и внутренний контроль. Внешний контроль - государственный финансовый контроль, осуществляемый Счетным комитетом поконтролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов.  

Внутренний контроль - государственный финансовый контроль, осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Согласно Бюджетного кодекса РК государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:

1) комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;

2) тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;

3) встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяемого вопроса.      

 

                                    

Основная  литература

1.          Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы: Баспа, 2001.

2.          Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. -Алматы: Норма-К, 2002.

3.          Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алматы: Жеты Жаргы, 1995.

4.          Найманбаев С.М. Финансовое право РК. Алматы, 1994. 

 

5.          Бюджетный кодекс  Республики Казахстан от 4 декабря  2008 г.

6.          О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года.

7.          О налогах и других обязательных платежах в бюджет. Налоговый кодекс от 10 декабря 2008 г.

8.          О Национальном банке РК. Закон Республики Казахстан от 30.03.95 г.

9.    О банках и банковской деятельности в РК. Закон  РК от 31 августа 1995г.

10.     Об аудиторской деятельности. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года. 

 

 

 

Дополнительная  литература

1.   КарасеваМ.В. Финансовое право.-М.: Юрист, 1999.

2.  Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. - М: Юрци1, 1995.

3.   Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Вельский К.С. Финансовое право. - М: БЕК, 1995.

5.   Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М.: Новый юрист, 1997.

6.   Годме Поль Мари. Финансовое право. — М.: Прогресс, 1978.

7.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. - М: Норма, 20б4

8.   Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1994.

9.   Финансы. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

10. Деньги. Кредит. Банки. / Под  ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

11. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения. / Под  ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Международные  отношения, 2001.

Информация о работе Финансовая деятельность государства