Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6 БК РФ).

Содержание

1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
.......................................................................................................................................3
2ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННЫХ (ЗАКРЕПЛЕННЫХ) И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ..............................................................................10
3 ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ПОРЯДОК ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.......................................................................................12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................................18

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

.......................................................................................................................................3

2ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННЫХ  (ЗАКРЕПЛЕННЫХ) И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ..............................................................................10

3 ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ПОРЯДОК ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.......................................................................................12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

 

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы бюджетов — это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований (ст. 6 БК РФ)[1].

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает  общие положения в области  формирования доходов бюджетов, закрепляет отдельные виды доходов за бюджетами  разных уровней, а также определяет нормативы отчислений от доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим. Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, виды налогов и сборов, уплачиваемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. К законодательству об иных обязательных платежах относятся нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность и порядок уплаты различных видов платежей (лицензионных, таможенных, регистрационных и др.)[1].

Согласно  Приказу Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доходам федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов федерального бюджета,бюджета субъекта Российской Федерации,бюджета муниципального образования[3].

Коды  классификации доходов бюджетов от предоставления дотаций закрепляются за органами, организующими исполнение соответствующего бюджета.

Доходы бюджетного учреждения,полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [12, с. 74].

В отношении штрафов и иных сумм принудительного изъятияустановлен следующий порядок зачисления. Штрафы за нарушения законодательства об основах государственного строя Российской Федерации, о гражданстве Российской Федерации, о государственной службе, о выборах и референдумах, о воинской обязанности и военной службе, о Государственной границе, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, а также за нарушения антимонопольного, трудового, валютного, таможенного, бюджетного законодательства (в части федерального бюджета) подлежат зачислению в федеральный бюджет в полномобъеме. Суммы штрафов, применяемых в качестве санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за налоговые правонарушения, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим налогам (сборам). Суммы денежных взысканий за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в равных долях в федеральный бюджет и бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов [1].

Доходы  бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также  безвозмездных поступлений.

К налоговым доходамотносятся доходы от предусмотренных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени, взыскиваемые за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги, сборы и иные обязательные платежи составляют, как правило, около 90 процентов средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета[2].

Неналоговыми доходами являются: [9, с. 447]

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальное собственности, относятся:[6, с. 398]

- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными кредитами;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы от продажи или  иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, в том числе: [12,c.137]

- средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов;

- доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

- иные доходы.

К доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:[7, с. 102]

- плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

- плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

- плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и.т.д.

Перечень неналоговых  доходов, зачисляемых в федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БК РФ[1].

Безвозвратные и безвозмездные  перечисления включают в себя: [4, с. 572]

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Таким образом, безвозмездные перечисления включают в себя финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;

Безвозмездные и безвозвратные  перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год[6, с. 404].

С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов  в бюджет. Денежные средства считаются  зачисленными в бюджет с момента  совершения Банком России или кредитной  организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, — п. 2 ст. 40 БК РФ). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами — с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК РФ)[2].

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными  в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (ст. 40 БК РФ)[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННЫХ  (ЗАКРЕПЛЕННЫХ) И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации разделяет доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы  РФ на две основные группы: собственные (закрепленные) и регулирующие доходы.

Собственные (закрепленные) доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Большинство доходов, поступающих  в бюджеты различных уровней  бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ). К  их числу относятся:[1]

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что содержание этого понятия принципиально изменилось в сравнении с тем, которое имело место ранее. Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные, относя к числу последних только субвенции из фондов компенсаций, сформированных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ[11, с. 129].

Информация о работе Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе