Денежная система Российской Федерации как объект финансово-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение денежной системы в системе финансового права.
Для реализации данной цели перед автором поставлены следующие задачи:
o Дать определения основным понятиям таким как: денежная система, денежная единица, эмиссия наличных денег, кассовая операция.
o Рассмотреть основное законодательство, регулирующее денежное обращение (Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, нормативно правовые акты).
o Отразить группы отношений, которые включает в себя кассовые операции;
o Определить понятие расчетов и расчетных отношений в финансовом праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ 4
1.2. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ 6
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 8
2.1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 8
2.2. ГРУППЫ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 8
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 13
3.1. ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ И РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ 13
3.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Работа содержит 1 файл

реферат по фин.праву.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Глава 2. Правила ведения  кассовых операций

2.1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ  КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

     Правила ведения кассовых операций — установленный в нормативных актах ЦБ РФ, локальных актах кредитных организаций и определенный в договорах между кредитной организацией и клиентами порядок совершения банковских операций, а также приема хранения, перевозки, инкассации и выдачи наличных денежных средств и ценностей.

     Согласно ст. 34 Закона о Банке России определение порядка ведения кассовых операций относится к компетенции ЦБ РФ. Реализуя свои полномочия в регулировании такого порядка, ЦБ РФ принял ряд нормативных актов: Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации», Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Указанные акты составляют правовую основу регулирования правил ведения кассовых операций.

     На  этой основе кредитные организации  разрабатывают локальные  акта в виде Инструкций и Регламентов, предусматривающих порядок  осуществления кассовых операций в соответствующей кредитной организации. Такие локальные акты не должны противоречить правилам, установленным ЦБ РФ5.

2.2. ГРУППЫ ОТНОШЕНИЙ,  КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ             КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

     Кассовые  операции включают в себя следующие группы отношений:

     1) расчеты наличными денежными  средствами;

     2) отношения по хранению денежных средств в кассах-организаций;

     3) отношения по перевозке и инкассации денежной наличности;

     4) отношения между кредитной организацией и клиентами по выдаче наличных денежных средств, а также выдача наличных денежных  средств из кассы организаций.

 
  1. Расчеты наличными денежными  средствами.

      Они имеют определенные ограничения, связанные с установлением предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами Банк  России в соответствии с предоставленными ему полномочиями предусмотрел, что предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке не должен превышать 60 тыс. руб. Под термином «одна сделка» понимаются расчеты наличными деньгами между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам в сумме до установленного предела по одному договору

     Ограничение в расчетах наличными денежными средствами действует только, в отношении расчетов между юридическими лицами и не распространяется на расчеты между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем. Каких-либо запретов на осуществление расчетов с участием индивидуальных предпринимателей наличными деньгами действующее законодательство не предусматривает.

 
  1. Хранение  наличных денежных средств.

      Установление  лимита кассы. Положение Банка России от 5 января 1998г. № 14-П «О правилах  организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» устанавливает, что организации независимо от  организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков. Это правило предполагает, что наличные  средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат обязательной сдаче в учреждения банков и последующему зачислению на расчетные счета этих организаций6.

     Хранение  организацией свободных денежных средств  в банке  осуществляется на договорных началах между ними. По согласованию с руководителем организации и исходя из хозяйственной необходимости оборачиваемости денежных средств банк устанавливает  порядок и сроки сдачи наличных денег организацией. Договорный  характер отношений предполагает, что могут устанавливаться и различные сроки для сдачи предприятиями наличных денежных средств  в зависимости от места расположения организации: от ежедневного  до одного раза в несколько дней. Установление такого порядка сдачи  наличных денежных средств в кредитную организацию и определение максимального размера суммы наличных денежных средств, которые могут храниться в кассе организации, именуются установлением лимита кассы.

     Лимит остатка наличных денег устанавливается  учреждениями банков ежегодно независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Если в состав организации входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, то устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом таких структурных подразделений. Если организация имеет расположенные вне места ее нахождения представительства или филиалы с отдельным балансом и счетами в банках, то лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

     Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной и мотивированной просьбе клиента, например, в случае Изменения кассовых оборотов, условий сдачи выручки, а также в соответствии с договором банковского счета.

     При наличии у организации нескольких счетов в различных банках она по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из банков организация направляет уведомления об определенном ей лимите остатка кассы в другие банки, в которых открыты ее расчетные счета.

     Лимиты  остатка кассы распорядителей и  получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства.

     Если  организация не обратится в банк за установлением лимита кассы, он считается нулевым, а не сданная клиентом в банк денежная наличность — сверхлимитной.

     В соответствии с п. 2.1.1.1 Положения Банка России от 9 октября 2002г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации. Установление такого ограничения предполагает, что организация не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц, минуя свой расчетный счет.7

     Лимит остатка кассы предполагает определенные ограничения для организаций:

    • организации по согласованию с банком могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку лишь надели, предусмотренные действующим законодательством;
    • организации могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии не свыше трех рабочих дней, а для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков;
    • организации не имеют права накапливать в кассах наличные деньги для предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и иные цели) до установленного срока их выплаты.
 

     Установление  лимита остатка кассы предполагает, что банк не реже одного раза в. два  года проверяет соблюдение определенного  Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. При необходимости копии справок направляются в налоговые  органы для принятия к предприятию мер административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

     Так, в частности, ст. 1,5.2 КоАП  РФ устанавливает  административную ответственность за невыполнение  должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за  соблюдением правил ведения кассовых операций.

     В случае невыполнения кредитными организациями  федеральных  законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 .Закона о Банке России.

 
  1. Перевозка и инкассация денежной наличности.

      Кредитная организация осуществляет инкассацию и доставку собственных денежных  средств и ценностей и наличных денежных средств и ценностей, принадлежащих, клиентам'.

     Денежная  наличность сдается предприятиями  непосредственно в  кассы учреждений банков. Наличные деньги могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на соответствующие операции по инкассации денежных средств и других ценностей.

     Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц и обработки денежной наличности кредитная организация создает кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс. Количество таких подразделений, численность кассовых работников в них, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются кредитной организацией.

 
  1. Выдача  наличных денежных средств.

      Согласно  Положению «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории  Российской Федерации» для получения наличных денежных средств со счета банк по заявлению организации выдает организациям денежные чековые книжки, на которых проставляется разрешительная надпись работника кредитной организации.8

     Чеки  принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. Клиент, кредитной организации обязан указывать на обороте денежных чеков назначение сумм платежа, заверяя  эти сведения своей подписью. Организации, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают  свои доходы, представляют в банк денежные чеки без указания назначения сумм платежа.

     Денежные  чеки должны заверяться печатью и подписями должностных лиц, заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати.9

 

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-Правовое регулирование                 расчетных отношений

     3.1. Понятие расчетов  и расчетных отношений  в            финансовом праве

\

     Развитие человеческого  общества от натурального обмена до современного товарно-денежного обращения шло путем эволюционирования системы расчетов. Доминирующей частью таких расчетов всегда являлись отношения в сфере обмена товара на деньги, а денег — на товар. Одновременно значимую часть расчетов в России составляли и составляют платежи в казну государства, прежде всего налоговые платежи, а также выплаты из бюджета на предусмотренные субъектом РФ или муниципальным образованием цели. Данные расчетные отношения регулируются нормами финансового права, а потому отличаются определенной спецификой правового регулирования и порядка осуществления.

     Для раскрытия юридической  природы расчетного правоотношения необходимо определить его соотношение с категорией «расчет».

     Расчетные широком смысле имеют предметом любые объекты: деньги, ценные бумаги, имущественные блага, услуги, работу и проч. В некоторых случаях расчеты могут осуществляться и без использования каких бы то ни было объектов, в частности при зачете взаимных требований (ст. 235 БК РФ).

     Расчеты в узком смысле имеют предметом исключительно денежные средства.

     Деньги — особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента  при обмене товаров.

     Сущность денег  определяется их функциями:

     а) мера стоимости;

     б) средство обращения;

Информация о работе Денежная система Российской Федерации как объект финансово-правового регулирования