Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы. Каждый день человек пользуется деньгами. Деньги - общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на любые товары и услуги .
Введение……………………………………………………………………………3.
1.Денежная система в Российской Федерации…………………………………..5.
1.1 Понятие, виды и элементы денежной системы в Российской Федерации…6.
1.2 Закон денежного обращения…………………………………………………..8.
2.Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.11.
3.Правила ведения кассовых операций…………………………………………20.
4. Правовые основы безналичных расчетов………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………………..….32
Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид.
Рис 1.2 Денежное обращение
При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.
2.Правовое регулирование
денежного обращения в
Обращение денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег ,организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.3Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег ,в чем и заинтересованно государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризирует покупательные, платежные и накопительные средства для необходимого развития экономики в целом.
Мировой практикой выработаны
различные инструменты
Банк России является кредитором, т.е. выдает кредиты иным банкам. Он регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятым ориентирами государственной денежно-кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций и проводить процентную политику без фиксации процентных ставок.5
Размер обязательных
резервов в процентном отношении
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочных операции с указанными ценными бумагами.
Под рефинансированием
понимается кредитование
Валютная интервенция связанна с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, Банк России увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает на нее курс.
Центральный Банк вправе устанавливать ориентиры одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, что, по сути, с регулированием количества денег в обращении.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод может рассматриваться как исключительный и может применяться только после консультаций с Правительством РФ.
В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигации, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатывается Банком России ежегодно, представляются Президенту России и Правительству РФ, а затем направляются в Государственную Думу на рассмотрение.
Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.
Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот(банковских билетов) казначейских билетов, металлических монет.
В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения и система
РКЦ.
В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Банком России.
Любое государство, в том
числе Российская Федерация, заинтересованно
в сокращении объема наличного
денежного обращения и в
Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого объекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при котором наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. Устанавливается предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.6
Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принцами:
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.
Денежная реформа - полное и частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепление денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация ( в отличии от денежной реформы) , является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и вместе с реформой.
В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
Денежное обращение любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации.8 Следовательно, денежная система имеет конституционный статут, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного права и нормами финансового права.
Нормы финансового
права регулируют отношения,
Нормы гражданского
права регулируют
Административное право
Например: Арбитражным судом Псковской области было рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя (далее — заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — Управление) о назначении административного наказания на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Решением суда оспариваемое постановление было признано незаконным и отменено в части наложения на предпринимателя штрафа в размере 8929 руб. Вместе с тем на заявителя был наложен штраф в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 26 788 руб.Постановлением апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения. По мнению заявителя, в его действиях нет состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку объективную сторону состава названного правонарушения образует осуществление на территории РФ валютной операции, прямо запрещенной валютным законодательством. В данном же случае оплата товара произведена на территории Литвы за наличный расчет в пределах денежных средств, допустимых к вывозу с территории РФ физическими лицами.
Кассационная инстанция, рассмотрев все материалы дела, согласилась с решениями нижестоящих судов и отклонила кассационную жалобу заявителя, указав следующее.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании контракта ввез из Литвы в Россию товар стоимостью 950 евро. Оплата товара была произведена в Литве наличными денежными средствами.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям. Пункт 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ содержит исчерпывающий перечень валютных операций физических лиц, осуществляемых помимо счета в уполномоченном банке. Оплата импортного контракта наличной иностранной валютой не включена в этот перечень. Таким образом, операция, совершенная заявителем, является незаконной и влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Кроме того, суд разъяснил, что нормы Федерального закона № 173-ФЗ регулируют отношения между определенными субъектами (резиденты и нерезиденты в различных сочетаниях) по поводу конкретных объектов (валютные ценности, валюта РФ, внутренние ценные бумаги) независимо от места осуществления валютных операций. Об этом свидетельствует анализ отдельных положений Федерального закона № 173-ФЗ (п. 1 ст. 10, ст. 12, пп. 2, 4 ст. 14), придающих юридическую значимость действиям субъектов, совершенным за пределами территории РФ. По смыслу ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ сфера действия данного закона не ограничивается территорией РФ. Пределы распространения положений данного закона очерчены субъектным составом и объектами правоотношений. В ряде случаев названный закон связывает юридические последствия с действиями резидентов, совершенными за пределами РФ. Следовательно, ссылка заявителя на то, что оплата товара произведена на территории иностранного государства, не может быть принята во внимание (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. по делу № А52-662/2005/2).