Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы. Каждый день человек пользуется деньгами. Деньги - общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на любые товары и услуги .

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3.
1.Денежная система в Российской Федерации…………………………………..5.
1.1 Понятие, виды и элементы денежной системы в Российской Федерации…6.
1.2 Закон денежного обращения…………………………………………………..8.
2.Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.11.
3.Правила ведения кассовых операций…………………………………………20.
4. Правовые основы безналичных расчетов………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………………..….32

Работа содержит 1 файл

финансовое (2).docx

— 65.62 Кб (Скачать)
    • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
    • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
    • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
    • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает  следующий вид.


 

 

 

 

Рис 1.2 Денежное обращение

При металлическом обращении  количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса  увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

 

 

2.Правовое регулирование  денежного обращения в Российской  Федерации

Обращение денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег ,организация  их обращения и изъятия из обращения  на территории Российской Федерации  осуществляется исключительно Банком России.3Главная задача финансово-правового регулирования  денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно  в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег ,в чем и заинтересованно государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризирует покупательные, платежные и накопительные средства для необходимого развития экономики в целом.

Мировой практикой  выработаны различные инструменты проведение денежной политики4:

    • процентные ставки по операциям Банка России;
    • нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России(резервные требования);
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование кредитных организаций;
    • валютные интервенции;
    • установление ориентиров роста денежной массы;
    • прямое количество ограничений;
    • эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России является кредитором, т.е. выдает кредиты иным банкам. Он  регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятым ориентирами государственной денежно-кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько  процентных ставок по различным видам операций и проводить процентную политику без фиксации процентных ставок.5

   Размер обязательных резервов в процентном отношении                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования обязательных резервов  в Банке России устанавливается Советом директоров. При нарушении нормативов обязательных результатов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке корреспондентского счета кредитной организации, который открывается в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф ,в размере установленном Банком России.

  Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных  ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочных операции с указанными ценными бумагами.

   Под рефинансированием  понимается кредитование Банком  России кредитных организаций,  при этом формы, порядок и  условия финансирования устанавливается  самим Банком России. Изменение  ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных  ресурсов, предоставляемых Центробанком остальным банкам.

Валютная интервенция  связанна с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег. Покупая  за счет золотовалютных резервов национальную валюту, Банк России увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает на нее курс.

Центральный Банк вправе устанавливать  ориентиры одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики, что, по сути, с регулированием количества денег в обращении.

Под прямыми количественными  ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование  кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод может рассматриваться как исключительный и может применяться только после консультаций с Правительством РФ.

В целях реализации денежно-кредитной  политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигации, размещаемых и обращаемых среди  кредитных организаций.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики разрабатывается Банком России ежегодно, представляются Президенту России и Правительству РФ, а затем направляются в Государственную Думу на рассмотрение.

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный  оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом  движения наличных денег в форме  банкнот(банковских билетов) казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации  субъектами, организующими  данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные  учреждения и  система 

РКЦ.

В соответствии с законодательством  деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Банком России.

Любое государство, в том  числе Российская  Федерация, заинтересованно  в сокращении  объема наличного  денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Безналичное денежное обращение  состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и  зачислении ее на счет другого объекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при котором наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.  Устанавливается предельный размер расчетов наличными деньгами в  Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.6

Современный безналичный  оборот в Российской Федерации организован  в соответствии со следующими принцами:

      • предприятия всех форм собственности  обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
      • основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
      • требование платежа должно выставляться или под отгрузкой товаров или после этого;
      • оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
      • форма безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованием закона.7

  Регулирование денежного обращения  в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

   Денежная реформа - полное и частичное преобразование денежной системы, с  целью стабилизации и укрепление денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

  Деноминация ( в отличии от денежной реформы)  , является технической операцией,  выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен.     Деноминация может проводиться как отдельно, так и вместе с реформой.

В целях организации наличного  денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются  следующие функции:

    • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание резервных фондов;
    • установление правил  хранения, перевозки и инкассации наличных денег для  кредитных организаций;
    • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденной монеты, а также их уничтожение;
    • определение порядка ведение кассовых операций для кредитных организаций.

  Денежное обращение любого государства  является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и  валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации.8 Следовательно, денежная система имеет конституционный статут, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного права и нормами финансового права.

  Нормы финансового  права регулируют отношения, складывающиеся  в процессе организации наличного  и безналичного денежного обращения,  в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничение наличных форм расчетов между организациями, определение порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным Банком и кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими  и физическими лицами; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

  Нормы гражданского  права регулируют имущественные  и неимущественные отношения,  связанные с имущественными , в  которых деньги являются одним  из субъектов гражданских правоотношений. Наряду с  этим нормы гражданского  права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвующих в данных отношениях. К ним относятся отношения по установлению  форм безналичных расчетов, таких как вексель, чек, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в открытых организациях .

  Административное право регулируют  отношения, связанные  с применением к ответственности за  совершение административных  правоотношений в сфере денежной системы и обращения.

 Например: Арбитражным судом Псковской области было рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя (далее — заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — Управление) о назначении административного наказания на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Решением суда оспариваемое постановление было признано незаконным и отменено в части наложения на предпринимателя штрафа в размере 8929 руб. Вместе с тем на заявителя был наложен штраф в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 26 788 руб.Постановлением апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения. По мнению заявителя, в его действиях нет состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку объективную сторону состава названного правонарушения образует осуществление на территории РФ валютной операции, прямо запрещенной валютным законодательством. В данном же случае оплата товара произведена на территории Литвы за наличный расчет в пределах денежных средств, допустимых к вывозу с территории РФ физическими лицами.

Кассационная инстанция, рассмотрев все материалы дела, согласилась  с решениями нижестоящих судов  и отклонила кассационную жалобу заявителя, указав следующее.

Как следует из материалов дела, заявитель на основании контракта  ввез из Литвы в Россию товар стоимостью 950 евро. Оплата товара была произведена  в Литве наличными денежными  средствами.

Вместе с тем в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям. Пункт 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ содержит исчерпывающий  перечень валютных операций физических лиц, осуществляемых помимо счета в  уполномоченном банке. Оплата импортного контракта наличной иностранной  валютой не включена в этот перечень. Таким образом, операция, совершенная  заявителем, является незаконной и  влечет административную ответственность  на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Кроме  того, суд разъяснил, что нормы  Федерального закона № 173-ФЗ регулируют отношения между определенными  субъектами (резиденты и нерезиденты  в различных сочетаниях) по поводу конкретных объектов (валютные ценности, валюта РФ, внутренние ценные бумаги) независимо от места осуществления валютных операций. Об этом свидетельствует анализ отдельных положений Федерального закона № 173-ФЗ (п. 1 ст. 10, ст. 12, пп. 2, 4 ст. 14), придающих юридическую значимость действиям субъектов, совершенным за пределами территории РФ. По смыслу ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ сфера действия данного закона не ограничивается территорией РФ. Пределы распространения положений данного закона очерчены субъектным составом и объектами правоотношений. В ряде случаев названный закон связывает юридические последствия с действиями резидентов, совершенными за пределами РФ. Следовательно, ссылка заявителя на то, что оплата товара произведена на территории иностранного государства, не может быть принята во внимание (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. по делу № А52-662/2005/2). 

Информация о работе Денежная система РФ