Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:44, контрольная работа
Бюджетный процесс, включает в себя этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной власти и исполнения бюджета. В основе разработки проекта бюджета лежит прогноз социально-экономических процессов, которые будут происходить в стране, на территории субъекта РФ или муниципального образования. Подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений.
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭТАПЫ
1.1 Разработка проекта бюджета
Бюджетный
процесс, включает в себя этапы составления
проекта бюджета, рассмотрения и
утверждения его органом
Наряду
с Министерством экономического
развития, Министерством финансов свои
прогнозы составляет Центральный банк,
а также независимые
Цели
бюджетной политики конкретизируются
в ежегодном бюджетном послании
Президента к Федеральному собранию.
На уровне субъектов РФ с бюджетным
посланием выступает глава
В соответствии
с бюджетным посланием
Составление проекта бюджета возложено на Правительство РФ, и должно начинаться не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (т.е. не позднее, чем в марте).
После
одобрения правительством прогноза
социально-экономического развития Министерство
финансов осуществляет разработку основных
характеристик федерального бюджета,
направляет бюджетные проектировки
федеральным органам
Далее
происходит распределение предельных
объемов бюджетных средств
Представляя в Министерство финансов заявки на финансирование собственных расходов, ведомства обосновывают свои расходы с использованием различных методов бюджетирования.
Традиционным
методом является постатейное бюджетирование,
когда в соответствии с утвержденной
бюджетной классификацией ведомства
детально обосновывают статьи расходов.
При использовании данного
Более прогрессивными, по сравнению с постатейным, считаются методы программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования. Их суть заключается в том, что при бюджетном планировании увязываются расходы и отдача от них, экономическая и социальная эффективность деятельности того или иного бюджетополучателя.
Программно-целевое
бюджетирование заключается в том,
что при составлении заявки на
финансирование каждое министерство или
ведомство формулирует
В бюджете, спроектированном таким способом, четко прослеживается взаимосвязь между политическими целями правительства и политикой государственных расходов.
Все работы по согласованию бюджетных проектировок должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего следующему бюджетному периоду. После чего в течение месяца Правительство рассматривает и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Установление
порядка составления и
Подготовленный проект бюджета вносится органом исполнительной власти или местного самоуправления на рассмотрение и утверждение законодателей.
1.2. Процедура
обсуждения и утверждения
Второй этап бюджетного процесса — это рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Список документов, представляемых вместе с проектом бюджета исполнительной властью на рассмотрение в орган законодательной власти, в той или иной степени одинаков для всех, хотя и в этой области субъекты РФ и муниципальные образования обладают значительной самостоятельностью. Как правило, обязательно вместе с проектом бюджета в орган законодательной (представительной) власти вносятся такие документы как:
1) основные
направления бюджетной и
2) прогноз
социально-экономического
3) прогноз сводного финансового баланса;
4) итоги
социально-экономического
После того, как проект федерального бюджета внесен в Государственную Думу (до 26 августа), он направляется в комитеты Государственной Думы, Совет Федерации и Счетную палату, которая готовит собственное заключение на проект бюджета. Утверждаются профильные комитеты, которые будут ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов бюджета. Профильные комитеты готовят свои заключения, предложения и рекомендации и направляют их в Комитет по бюджету и налогам, который на их основе готовит свое заключение и проект постановления ГД о принятии проекта бюджета в первом чтении.
Федеральный
бюджет рассматривается в
- доходы
федерального бюджета по
- распределение
доходов от федеральных
- дефицит, профицит федерального бюджета;
- общий объем расходов федерального бюджета.
В процессе первого чтения депутаты Государственной Думы заслушивают доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и налогам. Заслушивается также доклад Председателя Счетной палаты РФ. После того, как доклады заслушаны, депутаты Государственной Думы задают докладчикам вопросы. Далее выступают лидеры фракций, после чего с заключительным словом выступают представители Правительства и проводится голосование о принятии или отклонении законопроекта в первом чтении. При рассмотрении в первом чтении депутаты не могут увеличивать объем доходов и дефицит федерального бюджета в том случае, если на это отсутствует положительное заключение Правительства.
Если проект бюджета в первом чтении отклоняется, то Дума может или передать его в согласительную комиссию, или вернуть его в Правительство на доработку, или поставить вопрос о недоверии Правительству. При передаче в согласительную комиссию, куда включаются представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства, разрабатывается согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета.
В ходе второго чтения утверждаются:
- распределение
расходов федерального бюджета
в соответствии с
- распределение
средств Федерального фонда
- расходы
федерального бюджета на
- расходы
федерального бюджета на
- расходы
федерального бюджета на
Во
втором чтении бюджет рассматривается
в течение 25 дней со дня принятия
в первом. В этот период Комитет
по бюджету рассматривает
В третьем чтении законопроект о бюджете рассматривается с точки зрения юридических и лингвистических неточностей, голосуется в целом, приобретая, таким образом, статус закона. На этом этапе внесение поправок в него не допускается.
Принятый Государственной Думой закон о бюджете передается в Совет Федерации, который рассматривает закон и голосует на предмет его одобрения в целом, после чего закон о федеральном бюджете передается на подпись Президенту. В том случае, если Совет Федерации отклоняет закон, его рассматривает согласительная комиссия. Комиссия в течение 10 дней выносит согласованный вариант закона на повторное голосование в Госдуму, которая рассматривает его в одном чтении.В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о бюджете считается принятым, если второй раз за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Госдумы.
Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов регламентируется правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Процедура рассмотрения проектов региональных бюджетов аналогична рассмотрению федерального бюджета.
1.3. Исполнение бюджета по доходам и расходам