Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:48, курсовая работа
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.
Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно
увеличивающиеся расходы
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль; налога на доходы физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:13
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.
Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Государственными
внебюджетными фондами
-
Пенсионный фонд Российской
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд
Пенсионный фонд РФ был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:
Фонд социального страхования функционирует в РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Этот фонд является самостоятельным и строго целевым.
Главными задачами Фонда социального страхования РФ являются:
Фонд обязательного медицинского страхования функционирует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам России получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Фонда обязательного медицинского страхования являются:
В функции фондов включается контроль за своевременным и полным поступлением взносов, а также за рациональным их использованием.
Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
2.2. Межбюджетные отношения: современная ситуация и проблемы
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
В
основу процесса распределения расходов
и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов РФ они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
К собственным доходам бюджетов относятся:14
К собственным доходам бюджетов относятся трансферты. В трансферты входят:
Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существующую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительные различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.
Повышается
уровень бюджетной дисциплины, существенно
снизилось число нарушений
Задачи
стимулирования субъектов Российской
Федерации к осуществлению
В целях предупреждения возможных негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно при наличии двух основополагающих условий: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.
В целях усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышение уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо осуществить:15
1.
Совершенствование методики
С одной стороны регионы, получающие наиболее значительные объёмы федеральных инвестиций, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Следовательно, в их интересах повысить вклад таких инвестиций в прирост своего экономического и, в частности, налогового потенциала. Для данной категории регионов при распределении дотаций можно было бы установить понижающие коэффициенты.
2. Создание системы стимулов, побуждающую органы государственной власти субъектов Российской Федерации развивать экономику регионов и муниципалитетов. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, ведь повышение качества жизни граждан в сочетании с сокращением расходов на управленческую деятельность за счет более эффективного распределения полномочий между органами государственной власти и выступает одной из главных целей происходящих в стране реформ.